Устройство Статор АД с фазным ротором состоит из корпуса и сердечника с трёхфазной обмоткой. У него имеется подшипниковые щиты с подшипниками качения. К корпусу прикреплены лапы и коробка выводов. Ротор имеет более сложную конструкцию. На валу закреплён шихтованный сердечник с трёхфазной обмоткой, выполненной аналогично обмотке статора. Эту обмотку соединяют звездой, а её концы присоединяют к трём контактным кольцам, расположенным на валу и изолированным друг от друга и от вала. Для осуществления электрического контакта с обмоткой вращающегося ротора на каждое контактное кольцо накладывают обычно две щётки, располагаемые в щёткодержателях. Каждый щёткодержатель снабжён пружинами, обеспечивающими притяжение щёток контактному кольцу с определённым усилием.
/ — полустанина; 2, 15 — подшипники; 3 — шайба для сброса отработанной смазки; 4 — пружинное кольцо; 5— вал; 6— масленка; 7 — крышка подшипника внутренняя; 8 — жалюзи; 9 — сердечник ротора; 10, 16 — подшипниковые щиты; 11 — кожух; 12 — шайба для предотвращения распушения пластин сердечника статора; 13 — сердечник статора; 14 — лобовая часть обмотки статора; /7— контактные щетки; 18— узел контактных колец; 19— балансирные грузики ротора
|
|
Режимы работы Генераторный режим. Если обмотку статора включить в сеть, а ротор асинхронной машины посредством приводного двигателя ПД (двигатель внутреннего сгорания, турбина и т.п.), являющегося источником механической энергии, вращать в направлении вращения магнитного поля статора с частотой n 2 > n1, то направление движения ротора относительно поля статора изменится на обратное (по сравнению с двигательным режимом работы этой машины), так как ротор будет обгонять поле статора. При этом скольжение станет отрицательным, а ЭДС, наведенная в обмотке ротора, изменит свое направление. Электромагнитный момент на роторе М также изменит свое направление, т.е. будет направлен встречно вращающемуся магнитному полю статора и станет тормозящим по отношению к вращающемуся моменту приводного двигателя M1(рис. 4, а). В этом случае механическая мощность приводного двигателя в основной своей части будет преобразована в электрическую активную мощность Р2 переменного тока. Особенность работы асинхронного генератора состоит в том, что вращающееся магнитное поле в нем создается реактивной мощностью Q трехфазной сети, в которую включен генератор и куда он отдает вырабатываемую активную мощность Р2. Для работы асинхронного генератора необходим источник переменного тока, при подключении к которому происходит возбуждение генератора, т. е. в нем возбуждается вращающееся магнитное поле.
|
|
Скольжение асинхронной машины в генераторном режиме может изменяться в диапазоне -∞<s<0,т. е. оно может принимать любые отрицательные значения.
Режим торможения противовключением. Если у работающего трехфазного асинхронного двигателя поменять местами любую пару подходящих к статору из сети присоединительных проводов, то вращающееся поле статора изменит направление вращения на обратное. При этом ротор асинхронной машины под действием сил инерции будет продолжать вращение в прежнем направлении. Другими словами, ротор и поле статора асинхронной машины будут вращаться в противоположных направлениях. В этих условиях электромагнитный момент машины, направленный в сторону вращения поля статора, будет оказывать на ротор тормозящее действие (рис. 4, в). Этот режим работы асинхронной машины называется электромагнитным торможением противовключением. Активная мощность, поступающая из сети в машину при этом режиме, частично затрачивается на компенсацию механической мощности вращающегося ротора, т.е. на его торможение.
В режиме электромагнитного торможения частота вращения ротора является отрицательной, а поэтому скольжение приобретает положительные значения больше единицы:
.
Скольжение асинхронной машины в режиме торможения противовключением может изменяться в диапазоне 1<s<+∞, т.е. оно может принимать любые положительные значения больше единицы.