Глава 10. Медико-санитарное обеспечение
<70при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций^
Авария - авиационное происшествие, не повлекшее за собой гибель членов экипажа и пассажиров, однако приведшее к полному разрушению или тяжелому повреждению воздушного судна, в результате которого восста-новление его технически невозможно и экономически нецелесообразно.
Катастрофа - авиационное происшествие, которое повлекло за собой гибель
членов экипажа или пассажиров при разрушении или повреждении воз- 1
душного судна, а также смерть людей от полученных ранений, наступив-
____ шую в течение 30 сут с момента происшествия. J
Мировая статистика свидетельствует, что почти 50% авиакатастроф происходят па летмом поле. Например, в аэропорту г. Гаваны в 1989 г. разбился самолет ИЛ-62М, погибло 125 чел,, в Свердловском аэропорту в 1990 г. разбился самолет ЯК-42, погибло 122 чел.
В остальных случаях катастрофы происходят в воздухе на различных высотах, и терпящее бедствие воздушное судно является причиной гибели не только пассажиров и экипажа, ио и людей па земле. Так, в 1994 г, под Иркутском при падении самолета ТУ-154 погибло 125 чел., из них 1 местный житель, случайно оказавшийся на месте происшествия; в 1988 г, па жилые кварталы шотландского г. Локерби с высоты 10 тыс, м упал «Боипг-747» с 258 пассажирами па борту, вместе с ними погибли 15 местных жителей города.
|
|
Катастрофы в гражданской авиации, кажущиеся очень частыми и драматичными по сравнению с другими транспортными происшествиями, характеризуются более скромными средними показателями санитарных потерь. Вместе с тем в авиационных катастрофах часто имеет место почти 100%-иая гибель экипажа и пассажиров, исключения здесь редки. Обычно размеры санитарных потерь в этих случаях могут достигать 80-90% от общего числа людей, находящихся на воздушном судне.
Каждый год в среднем происходит до 60 авиакатастроф, из которых в 35 гибнут все пассажиры и экипаж. У оставшихся в живых в 40-90% могут быть механические травмы; комбинированные и сочетаииые поражения встречаются в 10 и 20% соответственно, в 40-60% возможны черепно-мозговые травмы, у 10% пострадавших развивается шок, Повреждения тяжелой степени может иметь почти половина пассажиров и членов экипажа воздушного судна.
По данным МЧС России, в 1996 г. на воздушном транспорте произошло 40 авиационных происшествий, в том числе 14 авиакатастроф, в которых погибло 232 и пострадало 334 чел.
Исходя из приведенных сведений, можно считать, что задача оказания медицинской помощи массовому числу пострадавших в авиационных катастрофах не будет типичной, Наиболее часто она будет возникать в случаях наземных происшествий или после вынужденной посадки воздушного судна.
|
|
По имеющимся данным, максимальное число пострадавших в зависимости от типа воздушного судна может составить: самолеты АН-2 - 12 чел., АН-24 - 47, Як-42 -113, ТУ-154 - 168, ИЛ-86 - 324 чел.
Статистика за 1981-1989 гг. свидетельствует, что на 100 тыс. часов полета при пассажирских перевозках аварийность в СССР составляла 0,11 случая в 1981 г. и, постепенно уменьшаясь, 0,03 - в 1989 г, Эти показатели в США составили соответственно 0,06 и 0,04; по данным Международной организации гражданской авиации ИКАО (без СССР), в эти годы аварийность составила 0,14. Число жертв (экипаж ■+■