Сахно И. И. , сахно В. И. Медицина катастроф

10,3, Медико-санитарное обеспечение в чрезвычайных ситуациях

на транспортных и дорожно-транспортных объектах, при взрывах и пожарах ___________ 271

пассажиры) на 1 млн. перевезенных за эти же годы соответственно составило; СССР - 2,34 и 0,30; США - 0,01 и 0,60; данные ИКАО (без СССР) - 0,56 и 1,00 чел.

Причинами аварийных ситуаций на воде были всегда и, вероятно, будут еще многие годы морская стихия, поломка техники и ошибочные действия человека.

К наиболее тяжелым последствиям при ЧС на водном транспорте можно отнести:

• взрывы опасных грузов, приводящие к гибели пассажиров и экипажей судов, работников портов и пристаней;

• пожары на грузовых, пассажирских, промысловых и особенно нефтеналив­ных судах, приводящие к тем же последствиям;

• разлив нефтепродуктов, образование крупных нефтяных пятен на акватории моря и побережье, уничтожение пляжей, нанесение огромного экологическо­го ущерба окружающей среде;

• огромный материальный ущерб морскому, речному и промысловому флоту.

Организация и оказание помощи терпящим бедствие судам отличаются исключитель­ной сложностью, затруднены розыск пораженных и оказание им медицинской помощи.

В результате морских катастроф ежегодно в мире погибает около 200 тыс. чел., из них 50 тыс. - непосредственно в воде после кораблекрушения, а 50 тыс. погибает на спасательных средствах в условиях, не являющихся на самом деле чрезвычайны­ми. Остальные гибнут вместе с потерпевшими бедствие судами и кораблями22.

В качестве примеров массовой гибели людей можно привести следующие ЧС на водном транспорте.

• В 1954 г. у берегов Японии затонул японский паром' «Тойя мару», погибло 1172 пассажира.

• В 1986 г. при столкновении сухогруза «Петр Вассв» с пассажирским лайне­ром «Адмирал Нахимов» вблизи Новороссийска погибло 423 пассажира.

• В 1987 г. у берегов Бельгии опрокинулся и затонул британский паром «Ге­ральд оф Фри Эитерпрайз», погибло 209 чел., пропало без вести 164, спасено 349 пассажиров.

• В 1994 г. в Балтийском море затонул паром «Эстония», вследствие чего по­гибло более 1000 чел.

Кроме «чисто» морских происшествий, имеют место промышлеино-транспортные катастрофы с массовыми санитарными и колоссальными материальными потерями.

Так, в 1917 г. в порту Галифакс (Канада) пароход «Монблан» столкнулся с паро­ходом «Имо». Вследствие этого столкновения «Монблан» взорвался, так как в его трю­мах было 200 т тринитротолуола, 2300 т пикриновой кислоты, 35 т бензола, 10 т поро­хового хлопка. В результате трагедии погибло 1963 чел,, более 2000 пропало без вести, город был практически уничтожен, 25 тыс. жителей остались без крова. Это был самый мощный взрыв в истории человечества до момента создания атомной бомбы.

На рейде Бомбея в 1942 г. взорвалось английское грузовое судно «Форт-Стайкин» с 300 т тринитротолуола и 1395 т боеприпасов на борту. В результате возникших двух гигантских волн было разбито и повреждено 50 крупных судов, загорелось 12 судов, погибло 1500 и ранено более 3000 чел.; практически сметены порт и часть города.

Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Медицина катастроф и реабилитация, - М,: МГФ «Знание», 1999. С. 444.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: