Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Понятие "воспитание" - одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется в широком и узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В узком смысле воспитание рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса.1
Сластенин В.А. Педагогика. – М., 1997г. – С.225.
В этом смысле воспитание осуществляется в процессе организованной совместной деятельности семьи и школы, дошкольных и внешкольных учреждений, детских и молодежных организаций, общественности.
|
|
Как явление, присущее всем общественно-экономическим формациям, воспитание имеет некоторые общие признаки (передача накопленного опыта, овладение знаниями, забота о здоровье и развитие физических сил, формирование мировоззрения и т.д.), но по своим целям, содержанию, организации и методам воспитания существенно изменяется в зависимости от исторического развития общественных отношений.
Как мы знаем, "воспитание - старейшее из человеческих дел, оно ни на один день не моложе человечества: В древности его считали труднейшим из занятий, искусством из искусств"2. Чтобы более точно усвоить динамику развития воспитания, вернемся к его истокам. Так, "в первобытном обществе воспитание еще не носило характера специфической деятельности, оно ограничивалось простым усвоением жизненно-практического опыта старших поколений младшими. Воспитание осуществлялось главным образом в процессе трудовой деятельности, а также при проведении различных обрядов и игр. Оно было направлено, прежде всего, на физическое развитие подрастающих поколений, на вооружение их трудовыми умениями и навыками". Опыт воспитания обобщался в виде житейских правил, которые устно передавались из поколения в поколение. Разделение труда между мужчинами и женщинами обусловило некоторые различия в воспитании мальчиков и девочек.
Соловейчик С. Педагогика для всех. – М., 1989. – С.8.
С возникновением бедных и богатых формируется классовое общество и воспитание становится классовым. Знатные и богатые "свободные" люди Древней Греции и Рима получили разностороннее по тому времени воспитание и образование в различных учебно-воспитательных учреждениях.
|
|
Таким образом, цели воспитания данных эпох заключаются в усилении и закреплении исторически детерминированном классовым обществом разделении физического и умственного труда.
В эпоху феодализма воспитание носило ярко выраженный сословный характер. Воспитание детей каждого сословия имело свои цели, задачи, содержание. Так, дети светских феодалов получали преимущественно рыцарское воспитание. Дети крестьян воспитывались в семьях в условиях повседневной трудовой жизни. В содержании воспитания большое внимание уделялось религиозному воспитанию. Средствами воспитательного воздействия церкви являлись богослужение, проповеди, поучения, исповеди.
В период капитализма детей имущих классов готовили к тому, чтобы занимать командные посты в области экономики, политики, науки и культуры. Они получали соответствующее воспитание в привилегированных учебных заведениях.
Дети рабочих и крестьян такой возможности не имели.3
1 См. Большая Советская Энциклопедия. – М., 1952г., Т 9. – С.34-38.
В советский период воспитание носило выраженный идеологический характер. Целью воспитания являлось развитие человека не как личности, а как единицы трудового коллектива.
Современная действительность выдвигает новые требования к человеку XXI в. В связи с этим изменяются и цели воспитания. Под целью воспитания сегодня следует понимать не прогнозируемые результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которые стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы.
Усилия современных педагогов направлены на формирование личности, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гуманизма, справедливости и имеет научные взгляды на окружающий мир.4
Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Педагогика. 100 экзаменационных ответов. – Ростов-на-Дону, 2000г. – С.52
Целостная воспитательная система современности имеет ряд особенностей:
1. Целостность.
2. Многофакторность.
3. Длительность проявления результатов.
4. Непрерывность функционирования.5
Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. /Под ред. Смирнова С.А. – М., 1999г. – С.296-297.
Обеспечивают функционирование любой воспитательной системы деятельность воспитанников и воспитателей, в их сопряжении при управляющей роли воспитателя.
Центральными принципами современной системы воспитания являются:
1. Личный подход;
2. Связь воспитания с жизнью, трудом;
3. Опора на положительное в воспитании;
4. Гуманизация воспитания;
5. Общественная направленность;
6. Единство воспитательных воздействий.6
Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Ч. 2. - М., 1999. – С.48.
Наряду с принципами, воспитательная система включает в себя и законы, действующие в трех сферах общественных отношений. Эти сферы проникают друг в друга, соотносятся соподчиняются, а законы в них проявляются в виде устойчивых тенденций и в более или менее выраженных зависимостях одних отношений от других.
Первая сфера отношений непосредственно связана с экономическим базисом. Здесь, в процессе общественного производственного взаимодействия и отношений собственности, возникают и действуют наиболее общие и важные тенденции, определяющие характер требований к человеку, его образованию и воспитанию. Само воспитание в производственных отношениях выступает в качестве механизма осуществления естественной смены поколений, подготовки и развития человеческих производительных сил. Закон воспитания на этом уровне можно определить как проявление устойчивых тенденций - требований, оказывающих существенное, определяющее влияние на характер и протекание педагогических процессов.7
|
|
Лихачев Б. Педагогика. Курс лекций. – М., 1996. – С.73.
Вторая - сфера идеологии, в форме общественного сознания в политических, научных, этических, правовых, эстетических, религиозных взглядах и убеждениях людей. В системе идеологических отношений порождаются закономерности воспитательной системы, с помощью которых устанавливаются принципы организации жизни; отбора содержания воспитания и обучения; направленности отношений между взрослыми и детьми; эстетические, этические, политические идеалы. Педагогический принцип - есть теоретическое выражение требований законов воспитания, характера общественных отношений и идеологии.
Третья - личностно-психологическая сфера. В системе этих отношений устанавливается непосредственный контакт между взрослыми и детьми, детей между собой. Тут решается судьба авторитета воспитателя, симпатий и антипатий, воспитываемости и сопротивление воспитанию, организованности, целеустремленности или бесперспективной детской жизни. В личностных отношениях действуют и проявляются не только объективные закономерности, и субъективно установленные принципы, правила поведения и общественного взаимодействия. Их воспитательная эффективность зависит от личности педагога, его морально-волевых качеств и мастерства. Педагогическое правило - частный случай педагогического принципа, примененного с учетом личностно-педагогических особенностей участков воспитательной системы.8
Лихачев Б. Педагогика. Курс лекций. – М., 1996. – С.74.
Это позволяет выделить и основные законы воспитательной системы:
1. Закон обязательного присвоения подрастающему поколению социального опыта старших поколений как необходимого условия вхождения в общественную жизнь, осуществления преемственности между поколениями, жизнеобеспечение общества, отдельного индивида и развития сущностных сил каждой личности.
2. Закон обязательного соответствия содержания, форм, методов воспитания требованием развития производительных сил общества.
Обусловленности содержания, форм и методов воспитания, характером производственных отношений и соответствующей им надстройкой.
|
|
3. Закон формирования сущности детской личности в результате ее активного самопроявления и самоутверждения в деятельности, отношениях, общении.
4. Закон гармонического развития сущностных сил ребенка, иго интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер, с учетом возрастных возможностей и особенностей.9
Мудрость воспитания: Книга для родителей. /Сост. Б.М.Бим-Бад, Г.Б.Корнетов. – М., 1989. – С.57.
Вечность и необходимость воспитательной системы проявляется в вечности и необходимости его объективных законов. Их действие осуществляется и будет своеобразно осуществляться в любых цивилизациях и конкретно-исторических условиях. Эти законы действуют в обществе через общественное и индивидуальное сознание людей, с их участием, но неизбежно и независимо от степени и глубины их сознания в качестве объективной необходимости отдельными людьми или обществом в целом.
Таким образом, воспитательная система, пройдя многовековой путь развития и становления, характеризуется следующими основными чертами, выражающими ее сущность:
1. Воспитание возникло из практической потребности приспособления, приобщения подрастающего поколения к условиям общественной жизни и производства, замены ими стареющих и выбывающих из жизни поколений...
2. Воспитание - категория вечная, необходимая и общая. Оно появляется вместе с возникновением человеческого общества и существует пока живет само общество. Система воспитания отражает закономерные взаимозависимости и взаимосвязи явления воспитания с другими общественными явлениями.
3. Воспитательная система функционирует в конкретно-исторических условиях в результате определенным образом сложившихся общественных отношений и образа жизни общества.
4. Основным критерием осуществления деятельности воспитательной системы является степень соответствия свойств и качеств личности требованиям жизни.10