Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

I.1. Механизмы развития воспитательной системы




Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Понятие "воспитание" - одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется в широком и узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В узком смысле воспитание рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса.1

Сластенин В.А. Педагогика. – М., 1997г. – С.225.

В этом смысле воспитание осуществляется в процессе организованной совместной деятельности семьи и школы, дошкольных и внешкольных учреждений, детских и молодежных организаций, общественности.

Как явление, присущее всем общественно-экономическим формациям, воспитание имеет некоторые общие признаки (передача накопленного опыта, овладение знаниями, забота о здоровье и развитие физических сил, формирование мировоззрения и т.д.), но по своим целям, содержанию, организации и методам воспитания существенно изменяется в зависимости от исторического развития общественных отношений.

Как мы знаем, "воспитание - старейшее из человеческих дел, оно ни на один день не моложе человечества: В древности его считали труднейшим из занятий, искусством из искусств"2. Чтобы более точно усвоить динамику развития воспитания, вернемся к его истокам. Так, "в первобытном обществе воспитание еще не носило характера специфической деятельности, оно ограничивалось простым усвоением жизненно-практического опыта старших поколений младшими. Воспитание осуществлялось главным образом в процессе трудовой деятельности, а также при проведении различных обрядов и игр. Оно было направлено, прежде всего, на физическое развитие подрастающих поколений, на вооружение их трудовыми умениями и навыками". Опыт воспитания обобщался в виде житейских правил, которые устно передавались из поколения в поколение. Разделение труда между мужчинами и женщинами обусловило некоторые различия в воспитании мальчиков и девочек.

Соловейчик С. Педагогика для всех. – М., 1989. – С.8.

С возникновением бедных и богатых формируется классовое общество и воспитание становится классовым. Знатные и богатые "свободные" люди Древней Греции и Рима получили разностороннее по тому времени воспитание и образование в различных учебно-воспитательных учреждениях.




Таким образом, цели воспитания данных эпох заключаются в усилении и закреплении исторически детерминированном классовым обществом разделении физического и умственного труда.

В эпоху феодализма воспитание носило ярко выраженный сословный характер. Воспитание детей каждого сословия имело свои цели, задачи, содержание. Так, дети светских феодалов получали преимущественно рыцарское воспитание. Дети крестьян воспитывались в семьях в условиях повседневной трудовой жизни. В содержании воспитания большое внимание уделялось религиозному воспитанию. Средствами воспитательного воздействия церкви являлись богослужение, проповеди, поучения, исповеди.

В период капитализма детей имущих классов готовили к тому, чтобы занимать командные посты в области экономики, политики, науки и культуры. Они получали соответствующее воспитание в привилегированных учебных заведениях.

Дети рабочих и крестьян такой возможности не имели.3

1 См. Большая Советская Энциклопедия. – М., 1952г., Т 9. – С.34-38.

В советский период воспитание носило выраженный идеологический характер. Целью воспитания являлось развитие человека не как личности, а как единицы трудового коллектива.

Современная действительность выдвигает новые требования к человеку XXI в. В связи с этим изменяются и цели воспитания. Под целью воспитания сегодня следует понимать не прогнозируемые результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которые стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы.



Усилия современных педагогов направлены на формирование личности, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гуманизма, справедливости и имеет научные взгляды на окружающий мир.4

Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Педагогика. 100 экзаменационных ответов. – Ростов-на-Дону, 2000г. – С.52

Целостная воспитательная система современности имеет ряд особенностей:

1. Целостность.

2. Многофакторность.

3. Длительность проявления результатов.

4. Непрерывность функционирования.5

Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. /Под ред. Смирнова С.А. – М., 1999г. – С.296-297.

Обеспечивают функционирование любой воспитательной системы деятельность воспитанников и воспитателей, в их сопряжении при управляющей роли воспитателя.

Центральными принципами современной системы воспитания являются:

1. Личный подход;

2. Связь воспитания с жизнью, трудом;

3. Опора на положительное в воспитании;

4. Гуманизация воспитания;

5. Общественная направленность;

6. Единство воспитательных воздействий.6

Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Ч. 2. - М., 1999. – С.48.

Наряду с принципами, воспитательная система включает в себя и законы, действующие в трех сферах общественных отношений. Эти сферы проникают друг в друга, соотносятся соподчиняются, а законы в них проявляются в виде устойчивых тенденций и в более или менее выраженных зависимостях одних отношений от других.

Первая сфера отношений непосредственно связана с экономическим базисом. Здесь, в процессе общественного производственного взаимодействия и отношений собственности, возникают и действуют наиболее общие и важные тенденции, определяющие характер требований к человеку, его образованию и воспитанию. Само воспитание в производственных отношениях выступает в качестве механизма осуществления естественной смены поколений, подготовки и развития человеческих производительных сил. Закон воспитания на этом уровне можно определить как проявление устойчивых тенденций - требований, оказывающих существенное, определяющее влияние на характер и протекание педагогических процессов.7

Лихачев Б. Педагогика. Курс лекций. – М., 1996. – С.73.

Вторая - сфера идеологии, в форме общественного сознания в политических, научных, этических, правовых, эстетических, религиозных взглядах и убеждениях людей. В системе идеологических отношений порождаются закономерности воспитательной системы, с помощью которых устанавливаются принципы организации жизни; отбора содержания воспитания и обучения; направленности отношений между взрослыми и детьми; эстетические, этические, политические идеалы. Педагогический принцип - есть теоретическое выражение требований законов воспитания, характера общественных отношений и идеологии.

Третья - личностно-психологическая сфера. В системе этих отношений устанавливается непосредственный контакт между взрослыми и детьми, детей между собой. Тут решается судьба авторитета воспитателя, симпатий и антипатий, воспитываемости и сопротивление воспитанию, организованности, целеустремленности или бесперспективной детской жизни. В личностных отношениях действуют и проявляются не только объективные закономерности, и субъективно установленные принципы, правила поведения и общественного взаимодействия. Их воспитательная эффективность зависит от личности педагога, его морально-волевых качеств и мастерства. Педагогическое правило - частный случай педагогического принципа, примененного с учетом личностно-педагогических особенностей участков воспитательной системы.8

Лихачев Б. Педагогика. Курс лекций. – М., 1996. – С.74.

Это позволяет выделить и основные законы воспитательной системы:

1. Закон обязательного присвоения подрастающему поколению социального опыта старших поколений как необходимого условия вхождения в общественную жизнь, осуществления преемственности между поколениями, жизнеобеспечение общества, отдельного индивида и развития сущностных сил каждой личности.

2. Закон обязательного соответствия содержания, форм, методов воспитания требованием развития производительных сил общества.

Обусловленности содержания, форм и методов воспитания, характером производственных отношений и соответствующей им надстройкой.

3. Закон формирования сущности детской личности в результате ее активного самопроявления и самоутверждения в деятельности, отношениях, общении.

4. Закон гармонического развития сущностных сил ребенка, иго интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер, с учетом возрастных возможностей и особенностей.9

Мудрость воспитания: Книга для родителей. /Сост. Б.М.Бим-Бад, Г.Б.Корнетов. – М., 1989. – С.57.

Вечность и необходимость воспитательной системы проявляется в вечности и необходимости его объективных законов. Их действие осуществляется и будет своеобразно осуществляться в любых цивилизациях и конкретно-исторических условиях. Эти законы действуют в обществе через общественное и индивидуальное сознание людей, с их участием, но неизбежно и независимо от степени и глубины их сознания в качестве объективной необходимости отдельными людьми или обществом в целом.

Таким образом, воспитательная система, пройдя многовековой путь развития и становления, характеризуется следующими основными чертами, выражающими ее сущность:

1. Воспитание возникло из практической потребности приспособления, приобщения подрастающего поколения к условиям общественной жизни и производства, замены ими стареющих и выбывающих из жизни поколений...

2. Воспитание - категория вечная, необходимая и общая. Оно появляется вместе с возникновением человеческого общества и существует пока живет само общество. Система воспитания отражает закономерные взаимозависимости и взаимосвязи явления воспитания с другими общественными явлениями.

3. Воспитательная система функционирует в конкретно-исторических условиях в результате определенным образом сложившихся общественных отношений и образа жизни общества.

4. Основным критерием осуществления деятельности воспитательной системы является степень соответствия свойств и качеств личности требованиям жизни.10





Дата добавления: 2015-06-28; просмотров: 1486; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 8389 - | 7309 - или читать все...

Читайте также:

 

3.228.21.186 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.007 сек.