Связь между определением нужной структуры источников средств, с одной стороны, и разработкой разумной дивидендной политики, с другой стороны, заключается в том, что достижение достаточной чистой рентабельности собственных средств и высокого уровня дивиденда зависит от структуры источников средств; в свою очередь, возможность предприятия по формированию той или иной структуры капитала зависят от чистой рентабельности собственных средств и нормы распределения прибыли на дивиденды. Таким образом, внешнее – за счет заимствований и эмиссии акций – и внутреннее – за счет нераспределенной прибыли – финансирование тесно взаимосвязаны. Это не означает, тем не менее, взаимозаменяемости.
В формировании рациональной структуры источников средств предприятия исходят из общей целевой установки: найти такое соотношение между заемными и собственными средствами, при котором стоимость акций предприятия будет наивысшей.
Существует четыре основных способа внешнего финансирования (табл. 5.3).
|
|
Таблица 5.3 – Преимущества и недостатки основных источников финансирования.
Источники финансирования | Контроль над предприятием | Финансовый риск | Стоимость привлечения средств | Срок возмещения |
1 Закрытая подписка на акции | Не утрачивается | Возрастает незначительно | Высокая | Объем финансирования ограничен |
2 Долговое финансирование | Не утрачивается | Возрастает | Относительно низкая | Строго определен |
3 Открытая подписка на акции | Может быть утрачен. | Не возрастает | Высокая | Возможна мобилизация крупных средств на неопределенный срок |
4 Комбинированный способ | Преобладание тех или иных преимуществ или недостатков в зависимости от количественных параметров формирующейся структуры источников средств |
Если первый способ оказывается неприемлемым из-за недостатка средств у сегодняшних акционеров или их уклонения от дальнейшего финансирования, то критерием выбора между вторым и третьим вариантами является сведение к минимуму риска утраты контроля над предприятием.
Разработка политики распределения прибыли. Дивидендная политика и политика развития производства