Мотивация учебной деятельности

Выдает знаемую мотивацию (знать, построить, много получать, ездить на автомобиле) зависит от ценностей, которые царят в окружающей среде – широкая социальная социальная мотивация порой не является реально действующей. А реально действующая: интерес к процессу (внешние атрибуты (форма, ранец), роль (руку вверх, выход к доске, оценка). Вскоре начинает замечать, что результат моего участия в процессе разный (учитель недоволен, дети смеялись, мать орет) – меняется на интерес к результату. Это связывается с качеством учебной деятельности – требованиями преподавателя. Мои действия соответствуют действиям учителя. Чем больше ты знаешь, тем больше хочется знать. Чем больше сфера, тем выше напряженность познавательной потребности. Если оценка усилий будет положительной – растет гордость за свои достижения (впервые в раннем возрасте). Дальше интерес к содержанию (отметка мне неважна, важна обстановка, важно получить знания). Он может возникать только после положительных результатов и обогащения ребенка знаниями.

Широкая социальная мотивация (декларация)

Интерес к процессу

Интерес к содержанию + гордость за свои достижения

Широкая социальная мотивация (реально действующая)

Хулиганит – не делать замечания, а найти за что похвалить, выразить свое доброе расположение. Счастливый человек не может быть неадекватным. Чем больше ребенок знает, тем больше желания претворить в жизнь, отдать. Поэтому новый уровень реально действующей социальной мотивации.

Трудности в учебе могут быть вызваны

· несформированностью необходимых элементов учебной деятельности (позиции школьника, познавательной мотивации, подходящих учебных действий и т.д.)

· недостаточным развитием произвольности, низким уровнем памяти, внимания, зависимостью от взрослых

· неумением или невозможностью приспособиться к темпу школьной жизни, личностными нарушениями, направленностью на другие, внешкольные дела.

Если учебная деятельность развивается по этим законнам, то в результате сформировываются центральные новообразования, которое будет включать в себя:

· Отвлеченное теоретическое мышление (учебная деятельность предполагает оперирование понятиями, а любое понятие предполагает абстрагирование от несущественных признаков). Интеллектуальная рефлексия (способность к осознанию содержания своих действий и их оснований)

· Способность к анализу, абстрагирование переносится на личностную сферу, поэтому развивается самопознание и личностная рефлексия – как способность самостоятельно установить границы своих возможностей (могу или не могу решить эту задачу, чего мне не хватает для ее решения), способность анализировать свой внутренний мир, свой запас знаний – незнаний, какой Я.

· Близкая к способности к анализу – способность к самооценке (вытекает из потребности в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности и невольно формируется в учебной деятельности)

· Самоконтроль (чем выше самооценка, тем и выше будут требования к себе в плане самоконтроля, следовательно педагогу стремиться сделать самооценку выше. Ябедничество можно рассматривать как этап формирования самоконтроля

· Произвольность психических процессов (иногда произвольность внимания). Любой психический процесс – это совокупность интериоризированных действий и эти действия приходится выполнять с заранее поставленной учителем цели, приняв эту цель, ребенок должен усилием воли ее достичь. Целенаправленность и волевое усилие – цель + воля.

· Внутренний план действий (на основе произвольности интериоризируются психические действия, чтобы управлять ими формируется внутренний план как умение прогнозировать и планировать достижение определенного результата.

· Формируется мотивация достижения успеха (как бы из 2 мотивов: мотив избегания неудач и мотив достижения успеха – противоположно направленные тенденции, формируются в учебной деятельности: старалась – успеха не было, не буду даже рисковать). Мотив на удачу + успех придаст силы.

Особенности учебного общения – роль учителя, роль сверстников. Совместное обсуждение проблемы.

Общение с одноклассниками и учителями способствует практическому овладению школьными нормами и правилами общественного поведения, активному освоению навыков общения. В 1 классе отношение к ребенку опосредовано отношением к нему учителя и уровнем успеваемости, а выбор друга внешними обстоятельствами ()проживают рядом, сидят вместе), то к 10-11 годам – значимы личностные качества (внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность), организаторские способности.

Кризис предподростковый (отрочества). «Мотивационный вакуум». Кризис самооценки. Ломка старой системы взаимоотношений, смена всей структуры переживаний. Рефлексивный оборот на себя.

Конец младшего школьного возраста знаменуется глубоким мотивационным кризисом, иногда до мотивационного вакуума – мотивация, связанная с занятием новой социальной позиции исчерпана (учеба превратилась в одну из житейских обязанностей), а содержательные мотивы учения отсутствуют, не сформированы. Симптоматика: отрицательное отношение к школе в целом и к обязательности ее посещения, нежелание выполнять учебные задания, конфликты с учителями.

Из начальной школы сохраняется статус ученика (особенно неблагополучный), тянутся и обостряются нерешенные учебные проблемы и трудности (недостаточный уровень ЗУН, неумение учиться). Перед ребенком встают и новые задачи, которые вынужден решать (проверка себя и сравнение с другими, адаптация к новым условиям обучения, к требованиям множества учителей).

Основное психологическое содержание (Поливанова К.Н.) – рефлексивный «оборот на себя» - рефлексия к мере своих возможностей переносится в сферу самосознания: на свои качества, умения как основное условие решения разного рода задач, появляется стремление к нарочитой взрослости

Эмоционально-волевая сфера 7-9 лет. Проявляется большее эмоциональное равновесие, чем раньше, но в возрасте 8 лет могут возобновиться экстремальные эмоциональные реакции и ссоры с родителями.

Ребенок испытывает страх и рациональную озлобленность перед возможными опасностями, таящимися вокруг (преступность, насилие).

Ребенок интересуется сексуальными вопросами и механизмами воспроизведения.

Влюбчив в сверстников.

Спокойно относится к играм и проигрышам, беспокойство, связанное с плохой успеваемостью в школе ребенок, начинает принимать больше ответственности за свои поступки, а не стремиться обвинить окружающих, боится оказаться неправым и быть униженным.

9-11 лет. Проявляется большее эмоциональное равновесие, чем раньше, но в возрасте 8 лет могут возобновиться экстремальные эмоциональные реакции и ссоры с родителями.

Ребенок испытывает страх и рациональную озлобленность перед возможными опасностями, таящимися вокруг (преступность, насилие).

Ребенок интересуется сексуальными вопросами и механизмами воспроизведения.

Влюбчив в сверстников.

Спокойно относится к играм и проигрышам, беспокойство, связанное с плохой успеваемостью в школе ребенок, начинает принимать больше ответственности за свои поступки, а не стремиться обвинить окружающих, боится оказаться неправым и быть униженным.

Мотивационно-потребностная сфера. Главное место занимает мотив получения высоких отметок (среди социальных мотивов учения), другие социальные мотивы учения – долг, ответственность, необходимость получить образование являются «значимыми» (Леонтьев – есть в мотивационной сфере, но не определяют ее).

Учебно-познавательные мотивы, мотивы самосовершенствования, мотивация достижения успеха – желание хорошо, правильно выполнять задание, получить нужный результат. Мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами наиболее ценный мотив; у неуспевающих учеников – мотивация избегания неудачи, компенсаторная мотивация; у детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями – преобладание мотивации престижа.

Появляются новые мотивы: долга, ответственности, достижения успеха, избегания неудач, реально действует отметочный мотив, мотив получения похвалы; начинает работать «внутренний фильтр» (Л.И.Божович)

Личностные ценности и нормы.

Самосознание. Становление самооценки (влияниеоценки результатов учебной работы, успеваемости, стиля семейного воспитания, принтые в семье ценности). полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности (новый аспект самосознания, которое Э. Эриксон считает центральным новообразованием данного возраста. Отношение к себе как к ученику. Формирование уровня притязаний. Самоуважение. Самопринятие.)

Восприятие. Способность к рефлексии.

Внимание. Произвольное.

Память. Произвольная, опосредованная логическая, развитие механической памяти на не связанные логически единицы информации.

Мышление. Словесно-логическое на уровне конкретных понятий. Преобладает теоретическое. Формируется произвольное целеполагание.

Воображение. Возникают представления.

Речь. Является средством мышления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: