Младший школьный возраст (6-7 – 10 лет)

Данный возраст очень ответственный период детства, от полноценного проживании которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах.

Изменение ССР состоит в выходе ребенка за рамки семьи, расширении круга референтных лиц, выделение особого типа отношений со взрослыми, опосредованного задачей «ребенок – взрослый - задача». Учитель – это взрослый, социальная роль которого связана с предъявлением детям важных, равных и обязательных для выполнения требований, с оценкой качества учебной работы. Учитель выступает как представитель общества, носитель социальных образцов

Спецификой ССР школьника является опосредованность всех его проявлений, всех аспектов психической жизни ребенка учебной деятельностью (настроение, отношения с родителями, со сверстниками, стиль мышления, речевое развитие зависят от учебной деятельности). ССР – внутренняя позиция ученика как человека, совершенствующего самого себя.

Ребенок с внутренней позиции школьника видит совершенным, умным, дошкольника он видит на низшем этапе. Потребность быть успешным по определенным правилам – в детском саду самый умный, самый большой, в школе – самый маленький, правила детского сада работают с трудом., поэтому тревожность, учитель вводит много новых правил, снова тревожность. Часто жалуется, как бы спрашивает, работает ли известное мне правило. Тяжелый период адаптации тяжел (в полной мере не осознается), ребенок худее, присоединяется соматическая патология, неврозы. У 56 процентов детей до 2 месяцев, у 30 процентов до 6 месяцев, 14-15 процентов детей – дезадаптированы (вины ребенка нет, необходимо корректировать, аномальное поведение из-за несоответствия тревований учебной деятельности и психических свойств ребенка. Вина учителя (масса факторов: переполненность классов и проч.), неготовность к школе (воля родителей). Но страдает ребенок! Страшное «напряжение послушания» - хочет, но не знает как. Повышенный уровень тревожности – хочется слиться с общей массой, может отказываться от атрибутов одежды (бант, портфель), отсутствие школьной формы негативно сказывается на самосознании и особенно в младшем школьном возрасте, размывается принадлежность к группе.

Рекомендации родителям:

· Нельзя бросить ребенка в этой трудной ситуации, рассчитывая, что он самостоятельно с нем справиться, но и нельзя удушить, перехватить инициативу ребенка

· родительская поддержка оказывается в форме повышенного интереса к тонкостям школьных заповедей, приданию статуса ритуала сбору портфеля, подготовке к следующему дню

· принять с пониманием «вспышку конформизма» - выполнить все, как сказала учительница

· не обсуждать критически несовершенство учителей и школьные программы

Все предшествующие виды деятельности оказали влияние на формирование учебной деятельности:

1. непосредственно-эмоциональное общение младенческого возраста (благополучное течение – это эхо на все деятельности):

· доверие к учителю

· потребность в установлении адекватных отношений с учителем 9при негативном течении – обращают на себя внимание любыми средствами, вплоть до негативных, поднимают руку, но молчат)

· вера в свои силы

· открытость новому опыту

2. предметно-манипулятивная деятельность раннего возраста

· формирует способность и склонности к образцам действий учителя

· стремление выполнять определенные инструкции и правила

3. игровая деятельность дошкольного возраста (при полноценном развитии)

· наблюдается оптимальное освоение роли ученика и правил жизни настоящего школьника

· готовность к дискуссии (прежде всего к учебной)

Если будут полноценно использованы возможности сензитивного периода для освоения навыков учебной деятельности (1 нед. – 2-3 мес.), то сформируются типичные для юношеского периода способности к самостоятельному приобретению знаний, самовоспитанию, самообразованию, самоорганизации учебной деятельности.

Центральная задача младшей школы – формирование «умения учиться». Полноценная учебная деятельность включает умения:

· выделять и удерживать учебную задачу

· самостоятельно находить и усваивать общие способы решения задач

· адекватно оценивать и контролировать себя и свою деятельность

· владеть рефлексией и саморегуляцией деятельности

· использовать законы логического мышления

· владеть и пользоваться разными формами обобщения, в т.ч. теоретическими

· уметь участвовать в коллективно распределенных видах деятельности

· иметь высокий уровень самостоятельной творческой активноти

Психологические особенности компонентов учебной деятельности (сохраняются для всех возрастов)

1. Учебные задачи (младшему школьнику будет трудно выделить, развивать это умение, чем меньше учащийся, тем чаще проверять способность удерживать и осознавать учебную задачу, осуществлять самоконтроль).

2. Учебные действия (разнообразны у разных авторов) от них будут зависеть внимание, память, мышление. 2 вида:

· Алгоритмические – четкое следование задаваемым схемам (задается учителем алгоритм, от которого ребенок не может отступить – прописываем букву)

· Эвристические – умение ребенка самостоятельно находить решение, определенная доля самостоятельности и творческости, что позволит прыгнуть в глубину мышления.

3. Действия контроля за качеством усвоения разнятся:

· Итоговый (усвоение темы, раздела, экзамен)

· Пооперационный (пошаговый) контроль – более эффективен, но трудоемок. Именно он должен быть в младшем школьном возрасте.

4. Действия оценки могут быть:

· Ретроспективные (по результатам – написал, оценил)

· Прогностические (до того, как начинается выполнение задания)

Отметку и оценку различать. Из-за стремления к общественно-значимой оценке хотят хорошую, не честную. Можно негативной отметкой снизить мотивации. Главное, чтобы их оценили, потом какая. Очень чувствительны, т.к. опосредуют все жизненные проявления ребенка, отношения в семье. Оскорбляют своей завуалированностью тучки, солнышки, не выполняют своей функции. Должна быть награда открытками, вкладышами. Принятие и одобрение растит стремление работать дальше. Если подкрепления нет, снижается мотивация. Шкала: правильность – красным, аккуратность зеленым, оригинальность, творчество – желтым.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: