Этическая беседа в форме ролевой игры

«Путешествие в Зеркалье» (6-7кл.)

З а д а ч и:

1. Способствовать формированию у учеников правильного вкуса, стремления одеваться с учетом своих индивидуальных особенностей, а не слепо подражая моде.

2. Продолжать формирование у ребят аккуратности, подтянутости в одежде, в манере поведения.

3. Дать ученикам некоторые сведения из истории одежды: гигиенической косметики, современных направлений моды.

П о д г о т о в к а. Ребята вместе с учителем находят литературу, выбирают материал для данной беседы: распределяют роли: Фея Зеркал, Эльф-Малыш, Эльф-замарашка, Эльфы-Рассказчики, Эльфы-Косметологи, Эльфы-Парикмахеры, Эльфы-Модельеры, Эльфы-Живописцы или оформители и выделяют ребят, ответственных за проигрыватель с пластинками или магнитофон. Фея Зеркал одета в светлое платье, у нее в руках «волшебная палочка» (это может быть указка или палочка, обвитая ленточкой с бантиками), Эльфы могут быть в беретах, плащах-накидках (платки).

О ф о р м л е н и е и о б о р у д о в а н и е. На доске написано цветными мелками (или прикреплены буквы, вырезанные из бумаги): «Путешествие в Зеркалье», нарисованы цветы мелками и прикреплены цветы из бумаги - мы в царстве фей, в царстве цветов.

На подставке классной доски, на столе - несколько зеркал разной формы и величины. Каждому участнику эльфы-оформители подготовили визитную карточку, которая красиво оформлена: «Фея Зеркал», «Эльф-Парикмахер» и др. Приготовлены небольшие разноцветные цветочки из бумаги, в середине которых написаны вопросы заключительной викторины и кружочки (квадратики, ромбики) бумаги, которые получат правильно ответившие ребята. Нескольким ребятам, набравшим наибольшее количество очков за правильные ответы, будут вручены призы: медальки с шутливыми пожеланиями, красивые открытки, сувениры и др.

Двое ребят отвечают за магнитофон или музыкальный центр. Музыка: тихая, мягкая, таинственная, может быть, ансамбль «Спейс» или «Щелкунчик» - танец феи чая; гитарная музыка без текста; скрипичная в аранжировке П.Мориа – «летящие» скрипки.

П л а н п р о в е д е н и я

1. Вступительное слово учителя.

2. История Зеркал.

3. Нужно ли быть красивым?

4. Утро Тома Сойера.

5. Как погиб «золотой мальчик».

6. Во всех ты, Душенька, нарядах хороша.

7. От Фигаро до наших дней.

Из достаточно обширного материала по каждому вопросу можно выбрать наиболее подходящий для конкретного класса.

С о д е р ж а н и е б е с е д ы.

В класс входит Фея Зеркал и медленно идет к окну. За ней вбегает Эльф-Малыш, он почтительно раскланивается с Феей, изящно взмахнув беретом и преклонив колено.

Э л ь ф-М а л ы ш. Милая Фея! Я давно разыскиваю Вас. Мне сказали, что в Вашем царстве самые интересные истории: о зеркалах, о прическах, о моде. Позвольте мне познакомиться с ними.

Ф е я З е р к а л. Я с удовольствием выполню твою просьбу, Мы будем путешествовать во времени: из глубины веков до XXI столетия. А вот и мои помощники.

Э л ь ф ы-р а с с к а з ч и к и (два, рассказывают по очереди).

Для чего человеку зеркало?

К третьему тысячелетию до нашей эры придумали зеркало. Оно было не такое, как сейчас, это был медный или бронзовый полированный диск. У тех, кто побогаче, или в храмах - серебряный, золотой или даже платиновый.

Гораздо позже появились зеркала стеклянные. Славилась их изготовлением Венеция - город в Италии. Из поколения в поколение зеркальных дел мастера при закрытых дверях и окнах, остерегаясь чужого глаза, задыхаясь от ртутных паров, выделывали свое знаменитое венецианское стекло, а бойкие торговцы развозили его по всему белому свету. Венецианское стекло славилось по всему миру.

За семью замками хранили мастера профессиональные секреты, тайными знаками делали для памяти пометки, лишь перед лицом смерти отец открывал сыну смысл загадочных знаков. Открыть же тайну производства чужестранцу - значило совершить государственное преступление. От суровой руки закона погибали оба: и тот, кто продал, и тот, кто купил секрет. Но снова и снова предприимчивые иностранцы всякими правдами и неправдами добивались драгоценного знания. Это было прибыльное дело. Казалось бы, что уж тут такого! Подумаешь, зеркала! Но их раскупали нарасхват. И сколько ни делали, все было мало. Весь мир хотел смотреть на себя в зеркало, каждый хотел иметь свое зеркало, потому что зеркало отвечает человеку на один очень интересующий его вопрос: «Красив ли я?»

Но разве это так уж важно?

Давайте подумаем вместе.

Э л ь ф-К о с м е т о л о г.

Надо ли человеку быть красивым?

Во все времена и во всех уголках земного шара люди хотели и хотят быть красивыми.

Чего только ни предпринимали они для достижения этой цели: чернили зубы и просверливали в них дырочки; оттягивали мочки ушей до самых плеч; украшали кожу роскошными орнаментами рубцов и насечек; протыкали губы изящными бамбуковыми палочками, а в носу укрепляли большие блестящие кольца.

Больно? Ничего! Зато будет красиво! И не имеет значения, что сама красота понимается по-разному.

А разве в наши дни не бывает случаев, когда люди соглашаются на мучительные и сложные операции, чтобы стать красивее, избавиться от какого-то физического недостатка? Может быть, зря они это делают? Ведь с лица, как говорится, не воду пить.

Э л ь ф ы-р а с с к а з ч и к и.

Нет ничего плохого в том, что человек хочет быть привлекательным и красивым. Это не только естественно, но и закономерно. Мы говорили, что внешний вид во многом определяется внутренним миром человека. Но - и это очень важно - внешний вид в свою очередь оказывает влияние, воздействует на наш внутренний мир, на чувства, настроение, самооценку и даже на характер.

Вот вы на минутку забежали в раздевалку катка. Мимоходом глянули в зеркало: эластичные брюки и яркий свитер красиво облегают фигуру, из-под маленькой шапочки волной выбиваются чистые душистые волосы; щеки розовые, глаза блестят, губы не могут сдержать счастливую улыбку. До чего хорошо, до чего славно жить! Какое чудесное настроение! Вы не догадываетесь? Настроение это в какой-то мере зависит и от того, что вы увидели в зеркале. Бывает ведь по-другому: куртка топорщится, волосы никак не улягутся, торчат в разные стороны, словно солома, воротник все время съезжает куда-то в бок; руки из рукавов чуть не на километр вылезают, да еще и посинели… И вы уходите от зеркала с неважным настроением.

Значит, человеку надо быть привлекательным. Тогда у него настроение будет хорошим, а характер жизнерадостным. Внешний вид - самая первая информация, которую мы получаем о незнакомом человеке. (И, надо сказать, информация немалая). Привлекательный, милый, обаятельный, со вкусом одетый человек обычно сразу вызывает симпатию. И как бы потом ни сложилось к этому человеку наше отношение, на него очень сильно влияет первое впечатление. Так утверждают ученые-психологи.

Э л ь ф-к о с м е т о л о г.

Вот мы много раз говорили: внешний вид, внешность. А что это такое? Наука этим вопросом занималась и выяснила, что в понятие ВНЕШНОСТЬ входит три группы элементов.

Первая группа - ФИЗИЧЕСКИЙ ОБЛИК. Посмотри на себя в зеркало. Форма и черты лица, цвет кожи, волос, глаз - все, что человеку дается от природы, и есть его физический облик.

Вторая группа. Предположим, что от природы у тебя хорошая фигура, что ты же не стоишь, как машина, а все время двигаешься – меняешь позы. Твои движения, жесты, мимика, интонация голоса - это все так называемые ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ, то есть то, что проявляется в действии. Они не менее важны, чем физический облик.

О третьей группе вы, наверное, догадались, надень на самую лучшую фигуру мешок, наложи на самую нежную кожу краску - да красоты человека просто не видно будет. Значит, многое зависит от ОФОРМЛЕНИЯ ВНЕШНОСТИ: одежды, прически, грима и т.д.

Э л ь ф ы-р а с с к а з ч и к и

В книжке все можно разделить на группы. А в жизни внешность воспринимается сразу, целиком. И очень досадную ошибку совершают те ребята (да и взрослые), которые думают, будто внешность - это какой-то один признак, одна деталь. Девочка плачет: "Что мне делать, у меня некрасивые уши?". Так и хочется сказать ей: "Не огорчайся, глупенькая. Ну, отпусти волосы подлинней, прикрой уши, и будет все в порядке". Другая жалуется: ноги не очень прямые. Совет один - не привлекай к ним внимания, не надевай ярких чулок и колготок, не носи сверхмодные туфли и сверхкороткие юбки.

Из всего сказанного два вывода.

Не стремитесь, чтобы о вас говорили в таком духе: "Какие у нее красивые глаза, какие у него потрясающие джинсы! Где, интересно, ей сделали такую шикарную прическу?" - это очень сомнительные комплименты. Добивайтесь, чтобы о вас можно было сказать: "Какой приятный и милый человек! Какая обаятельная и скромная девушка!".

И второе. Очень многое, почти все, в нашей внешности зависит от нас самих. Функциональные признаки (помните: движения, позы, жесты, мимика) - результат воспитания и работы над собой. Если здесь что-то неладно, упорной тренировкой всегда добьешься успеха. Оформление внешности - совершенно ясно - дело наших рук и нашего вкуса (а вкус развивается).

Кое-кто с нетерпением ждет, что же я про физический облик скажу. Он-то ведь нам от рождения достается. Но и здесь дело не безнадежно, во-первых, у подавляющего большинства людей нормальные физические данные, во-вторых, многое в физическом облике поддается совершенствованию, например, можно стать более худым или полным, можно развить мышцы на руках, можно стать гибким; говорят, можно немного увеличить рост.

Бывают, правда, случаи тяжелые, когда человек рождается с физическим недостатком или получает его из-за болезни, травмы. Но они не так уж часты. Людям тут помогает медицина. А если к ее усилиям присоединяются усилия самого человека, результаты бывают блестящи.

Родился в бразильской семье мальчик. Одна нога у него короче другой. Беда. Горе. Но мальчик был настойчивым, и волевым… Прошли годы. И вот он, всемирно известный футболист, словно темная молния мчится по зеленому ковру поля, а стадион, восхищенный его стремительностью, силой и красотой, взрывается радостным криком. И десятки тысяч голосов скандируют: «Гар-рин-ча! Гар-рин-ча!»

Человек создает себя и свою внешность сам! Нет людей некрасивых, утверждает французская пословица, есть люди ленивые!

Ф е я З е р к а л

С чего начинается работа над внешностью? Оказывается, с самого элементарного - с соблюдения знакомых нам всем правил гигиены. Но кто это? Боже мой, да это Эльф-замарашка пожаловал к нам в гости. Ты хотел что-то рассказать нам? (Здесь можно предложить ребятам или один из нижеприведенных рассказов, или оба).

Э л ь ф-з а м а р а ш к а.

У меня интересная история об одном литературном герое, наверное, он похож на меня: такой же красивый.

Ногти с траурной каймой.

В одной из книг Марка Твена очень смешно описано, с каким трудом двоюродная сестра героя, Мери, пыталась заставить Тома помыться в праздничное утро.

«Мери дала ему жестяной таз, полный воды, и кусок мыла; он вышел за дверь, поставил таз на скамеечку, затем обмакнул мыло в воду и положил его на прежнее место; затем засучил рукава, осторожно вылил воду на землю, вошел в кухню и принялся что есть силы тереть себе лицо полотенцем, висевшим за дверью. Но Мери отняла у него полотенце.

- Как тебе не стыдно, Том! - воскликнула она.– Разве можно быть таким скверным мальчишкой! Ведь от воды тебе не будет вреда.

- Том был немного сконфужен. Снова таз наполнили водой. На этот раз Том некоторое время стоял над ним, набираясь храбрости, наконец, глубоко вздохнул в себя воздух и стал умываться. Когда он вторично вошел в кухню с закрытыми глазами, ощупью отыскивая полотенце, вода и мыльная пена, стекавшие у него с лица, не позволяли сомневаться в его добросовестности. И все же, когда он вынырнул из-под полотенца, результаты оказались не слишком блестящие, так как чистое пространство, словно маска, занимало только часть его лица, ото лба до подбородка, выше и ниже этих границ тянулась обширная, не орошенная водой территория, вверху поднимавшаяся на лоб, а внизу лоснившаяся темной полоской вокруг шеи».

- Ребята, вы угадали о ком я рассказал? Г.Остер о таких ребятах писал:

Никогда не мойте руки,

Шею, уши и лицо.

Это глупое занятье

Не приводит ни к чему.

Вновь испачкаются руки,

Шея, уши и лицо.

Так зачем же тратить силы,

Время попусту терять?

Стричься тоже бесполезно.

Никакого смысла нет:

К старости сама собою

Облысеет голова.

Ф е я З е р к а л.

Я думаю, в этом отношении вы, ребята, не хотели бы доходить на беднягу Тома, так боявшегося чистой воды. Гораздо лучше подражать туристам, вот это молодцы! В глухой тайге или высоко в горах, после утомительного перехода, когда глаза слипаются от усталости, они не сядут к костру, не примутся за ужин, пока не умоются до пояса в ручье и не вымоют ноги.

И однако, все же встречаются еще у нас такие ребята, которые умываются по способу Тома Сойера. Потрут кое-как нос, а шею и уши вымыть позабудут.

Такие же неряхи бывают, к сожалению, и среди девочек, и даже не очень маленьких. Туфельки они наденут лакированные, а чулок на пятке заштопать забудут. Из-под дорогого кружевного воротничка у них видна немытая шея; покрытые розовых лаком ногти обведены черной каймой; из-под пестрого платочка свисают нечесаные кудельки.

Бедняги думают, что встречные ими любуются, а на самом деле на них жалко смотреть.

Быть чистым ты обязан не только для себя. Это вовсе не твое личное дело. Неопрятный человек проявляет неуважение к окружающим. Ведь ты живешь на свете не один. Ты все время общаешься с другими людьми. А кому захочется стоять рядом с человеком, чьи плечи обсыпаны перхотью? Кому приятно касаться своим чистым платьем грязного, засаленного костюма, пожимать немытую руку, с грязью под ногтями? Эльфы-рассказчики приготовили нам еще одну историю.

Э л ь ф ы-р а с с к а з ч и к и. Как погиб «золотой мальчик».

Тот, кто не следит за своей чистотой, не только неприятен окружающим. Чистая кожа - одно из важных условий здоровья. Ведь человек дышит не только легкими, но и всей поверхностью своей кожи… Одних легких для дыхания недостаточно.

В биографии великого итальянского художника XVI века Рафаэля записан такой случай.

В 1515 году флорентийский богач Лоренцо Медичи устраивал пышный праздник в честь своего родственника, римского папы Льва X. В торжественном шествии должны были двигаться колесницы с группами костюмированных, изображавших сцены из мифологии. Колесницы эти украшали лучшие художники Флоренции.

Один из учеников Рафаэля предложил найти хорошенького мальчика, покрыть его золотой краской и поставить на пьедестал как живую статую - изображение «золотого века». Затея была одобрена, и в тот же вечер дочь бедного каменотеса из пригородного села привела к художнику своего пятилетнего братишку.

- Вот Паоло,– сказала девушка.– Он самый красивый малыш во всей деревне. Вы можете его покрасить, если дадите нам немного денег.

Вскоре на улицу выбежал голый мальчик, весь золотой, с ног до головы. Он радостно прыгал и кричал:

- Смотри, Аннуциата! Я стал совсем золотой! Я весь из настоящего золота. Вот теперь меня можно продать еще дороже.

Но радость Паоло была недолгой. Постепенно он стал чувствовать на себе какую-то непонятную тяжесть. Все его тело что-то стягивало, становилось трудно дышать. Всю ночь он беспокойно метался в постели и утром поднялся совсем больным.

С трудом выстоял Паоло на своей колеснице долгое шествие. Когда же праздник кончился, силы его оставили. Всеми забытый, лежал он на земле и стонал. Позолота давала его невыносимо. Мальчику казалось, что страшное золото его душит, он терял сознание и бредил.

Ведь вся кожа человека пронизана мельчайшими отверстиями – порами, через которые ножа дышит. Кроме того, в коже скрыто множество крохотных железок… Одни все время выделяют смягчающий кожу жир, другие - капельки пота, уносящего из организма скопившиеся в нем вредные вещества и охлаждающие кожу, когда нам жарко. А у Паоло краска наглухо закрыла все поры, и его кожа стала словно мертвой.

Под утро мальчик дрожал от холода. Покрытая густой позолотой кожа его теперь не согревала. Когда перепуганная Аннуциата разыскала наконец художника и получила у него смывающий краску состав, было уже поздно. "Золотой мальчик" умер от воспаления легких.

Грязь и пыль также порой забивают поры кожи Она перестает дышать, становится вялой, хуже защищает организм от холода. На ней появляются всякие угри, прыщи и болячки. К тому же грязная кожа - отличный приют для микробов, вызывающих болезни.

Недаром еще в самые древние времена русские воины перед боем мылись и надевали чистое белье. Вековой опыт подсказывал, что на чистом теле раны не гноятся и быстрей заживают.

Ф е я З е р к а л (этот материал - на усмотрение учителя).

Аккуратный, опрятный, подтянутый человек не просто приятен в общении. Привычка к сдержанности, подтянутости показывает на умение человека владеть собой, в том числе и в каких-то сложных критических ситуациях. Например, в такой, какая дается в рассказе «Приказ командующего».

У ч е н и к Приказ командующего.

Был сентябрь 1941 года - самый трудный месяц великой Отечественной войны. Фашистское танки рвались к Ленинграду. Ожесточенные бои с гитлеровцами шли уже на ближних подступах к городу.

На рассвете в блиндаж командующего фронтом вбежал офицер. Ворот его гимнастерки был расстегнут, сапоги в грязи. Черная щетина покрывала давно не бритый подбородок.

- Товарищ маршал! - хрипло закричал вбежавший.– Немцы нас теснят! Нам не удержаться!

Командующий фронтом медленно поднял глаза от карты.

– Товарищ капитан,– холодно и спокойно сказал он, – приведите себя в порядок и доложите по форме. Даю вам десять минут. Идите!

Ты, наверное, сейчас подумал: «Ну, как так можно? Враги вот-вот прорвут фронт, а маршал обращает внимание на какие-то пуговицы и небритое лицо офицера. До этого ли в такой момент!»

Но за плечами маршала был опыт многих воин, и он прекрасно знал, что делает. По внешнему виду офицера он понял, что тот лишился самообладания и находится в паническом состоянии. А как же может командовать солдатами, воодушевлять и ободрять их человек, потерявший голову! Маршал знал, что его неожиданный приказ отрезвит растерявшегося офицера. За десять минут, что он ему дал, капитан сумеет овладеть собой, успокоится и поймет, что в любой обстановке всякий человек, а тем более командир, должен быть подтянут, собран и, уж конечно, опрятен.

Характер человека складывается из мелочей. Прежде чем руководить другими, надо научиться следить за собой, за своими словами, поступками, внешностью.

Как могут солдаты испытывать уважение и доверять командиру, не умеющему управлять самим собой?

Наиболее храбрые боевые офицеры, с которыми я встречался на фронте - разведчики, артиллеристы, танкисты, летчики - всегда были опрятно одеты, чисто выбриты, сдержаны, подтянуты, Это помогало им сохранять спокойствие в самой трудной обстановке.

И за это их особенно любили и уважали товарищи и подчиненные.

Э л ь ф ы-м о д е л ь е р ы.

(к этому сообщению ученики показывают рисунки, иллюстрирующие рассказ).

Какие же общие требования предъявляются к одежде? Во-первых, одежда должна соответствовать особенностям фигуры, подчеркивать ее достоинства и скрадывать недостатки. Не случайно, когда мода на мини-юбки начала активно проникать в Японию, в японских газетах появилось немало статей, в которых обращалось внимание на то, что к этой моде в связи с физическими особенностями телосложения большинства японок следует относиться осторожно, и попутно отмечалось, что японская национальная одежда – кимоно - как нельзя лучше помогает скрывать недостатки фигуры.

Девушкам невысокого роста рекомендуется носить удлиненные платья, сшитые из материи с вертикальными полосами или вертикальным рисунком. Не следует стремиться покупать туфли на максимально высоком каблуке. В таких туфлях трудно сохранить красивую походку. Предпочтение следует отдать среднему каблуку (рисунок).

Высоким девушкам более подходят платья, отрезные по талии, с широким поясом, а также платья-костюмы с удлиненным жакетом, где юбка и жакет контрастируют по цвету. Туфли следует носить на небольшом и среднем каблуке (рисунок).

Девушкам, склонным к полноте, рекомендуется избегать материалов с крупной поперечной расцветкой, платьев с широкими складками, а отдавать предпочтение материям неброских цветов с мелким рисунком, приталенным, но не облегающим (рисунок).

Многие молодые люди считают, что одежда непременно должна быть не только модной, но и яркой, даже пестрой. Это не так. Более всего ценится умение так подобрать цветовую гамму, чтобы она не бросалась в глаза, но и не терялась в общем блеклом тоне. Найти эту золотую середину нелегко.

В туалете девушек не рекомендуется соединять более двух-трех цветов. В противном случае туалет будет выглядеть излишне пестрым. При сочетании двух-трех цветов один из них будет как бы основным, ведущим, а другой отделочным, контрастным. В таком случае легче подобрать и соответствующие по цвету аксессуары.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: