П о к у л ь т у р е п о в е д е н и я
может состоять из трех циклов: для 5-6, 7-8 классов и для 9 класса.
Классы
КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ
Что значит быть воспитанным (основные признаки воспитанности: культура общения с людьми, культура внешности - одежда, прическа, движения, жесты, походка и т.д., культура повседневной жизни - занятия, развлечения, уют и порядок в доме, поведение за столом).
Уважай старших и товарищей (приветствие, формулы вежливости, обращение на "ты" и на "вы").
Поведение в общественных местах (улица, транспорт, кинотеатр, магазин, библиотека, стадион).
Хозяин и гость (правила поведения в чужом доме, простейшие аксиомы гостеприимства, как вести себя, если к старшим в доме пришли гости).
Что такое подарок (подарок как выражение хорошего отношения к людям, для чего дарят подарки нам, и почему дарим их мы, как дарить и принимать подарки).
Культура речи (умение говорить и умение слушать, слова-работники и слова-тунеядцы, сила звука и темп речи).
КУЛЬТУРА ВНЕШНОСТИ
|
|
Правила личной гигиены.
Культура одежды.
Культура походки, жестов.
КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
Как беречь время (режим работы и отдыха, значение режима, составление плана на день, подведение итогов дня).
Уют в доме (чистота и порядок - основа уюта, красивые и некрасивые вещи, украшения).
Ешь культурно.
Классы
КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ
Как стать воспитанным (воспитание хороших привычек, как оценить свое поведение, приемы самовоспитания культуры поведения: самоконтроль, наблюдение за поведением других людей, чтение книг, выработка привычек, как составить план самовоспитания).
Человек среди людей (внимание к людям, предупредительность) умение оказать услугу, что значит быть сдержанным, как вызвать у человека хорошее настроение).
Поведение в общественных местах (в театре, на концерте, в музее, на выставке).
Правила гостеприимства (древний обычай гостеприимства, его смысл и значение, как пригласить, встретить, принять, проводить гостей, в чем проявляется внимание к гостю).
Что мы дарим (выбор, изготовление, оформление, преподнесение подарка).
Культура беседы (с кем, о чем и как говорят, какие не следует поднимать темы, мысль и выражение мысли, этикет телефонного разговора, культура переписки - содержание, стиль, оформление письма).
Мальчики и девочки - хорошие товарищи (проявление внимания к девочкам, помощь и услуга).
КУЛЬТУРА ВНЕШНОСТИ
О внешней красоте человека (внешняя красота и изящество как отражение внутренней красоты человека, красота - здоровье, естественность).
Умение красиво одеваться (история одежды, ее назначение, выбор ткани, фасона одежды, украшений).
|
|
Осанка, походка (что такое красивая фигура, какой должны быть правильная осанка, как ее выработать, какую походку у мужчин и у женщин принято считать красивой).
Прическа (аккуратность - главное достоинство прически, как выбрать прическу, учитывая особенности лица, фигуры, волос).
КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
Организованность и точность (пунктуальность, продуманность обещаний, в чем проявляется уважение к чужому времени, для чего нужна записная книжка и как ею пользоваться).
Эстетика быта (понятие об интерьере, чистота, простор в помещении, простота и целесообразность в размещении мебели, условия красоты и комфорта, как сделать класс, школу, школьный двор удобнее и красивее). Правила этикета за столом (повседневная сервировка стола, пользование столовыми приборами, как что едят - хлеб, сыр, овощи, вторые блюда, десерт и т.д., внимание и уважение к сотрапезникам).
Класс
КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ
Основы культуры поведения (требования морали, эстетики, целесообразности традиций как основы культуры поведения).
Вежливость и тактичность (различные оттенки вежливости: деликатность, любезность, учтивость, корректность; умение ориентироваться в обстановке, по внешним признакам судить о состоянии других людей, способность считаться с их чувствами, настроением; такт).
Приличия (приличия как общепринятые формы действий и поступков, их происхождение, знание приличий как условие культурного поведения, человек наедине с собой, правила приличия при приветствии, знакомстве).
Поведение в общественных местах (в учреждении, на собрании, на митинге, во время путешествия).
Семейный праздник, дружеская вечеринка (особенности проведения некоторых праздников - дня рождения, новоселья, свадьбы и т.д., подготовка к приему гостей; праздничное застолье, беседа, развлечения, занятия; обязанности хозяев дома, взаимоотношения, настроение, развлечения на вечерах).
Искусство приносить радость (поздравления, подарки, сувениры, цветы).
Культура беседы (искусство направить и поддержать беседу, умение спорить и искусство не спорить, остроумие и шутка).
Что значит быть рыцарем (понятие о мужественности и женственности, некоторые особенности этикета по отношению к женщине, как вести себя юношам и девушкам в театре, на прогулке, в кафе, на танцах).
КУЛЬТУРА ВНЕШНОСТИ
Красота человеческого лица (черты лица, выражение, мимика, "за" и "против" косметики, краткие сведения об истории косметики, понятие о декоративной и врачебной косметике, дурной тон в использовании косметических и парфюмерных изделий). Что значит одеваться со вкусом (индивидуальный стиль в одежде, ансамбль, одежда и манера держаться, что значит одеваться по моде).
О красоте манер (понятие об элегантности и грации, хорошие манеры и жеманство, манерничанье, простота и естественность как признаки воспитанности).
Прическа (праздничная и повседневная прическа, сведения об уходе за волосами).
КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
Свободное время (культура использования свободного времени – признак воспитанности, полезные и вредные увлечения, как провести свободный день, вечер, каникулы).
Правила целесообразного размещения мебели, «зоны» работы и отдыха, предметы декора, цветы, эстетика предметов бытового назначения.
За праздничным столом (праздничная сервировка стола, назначение приборов и посуды, бокалы и напитки, что как едят: птицу, дичь, паштеты, икру, фрукты, и т.д., застольная беседа).
Формирование навыков и привычек культурного поведения учащихся и усвоение знаний о моральных нормах и правилах поведения являются единым процессом. В эту работу должен быть включен весь педагогический коллектив, а не отдельные учителя-энтузиасты. Разрозненные усилия последних не дадут ощутимых результатов, так как их ученики постоянно общаются с другими ребятами, которые не выполняют соответствующих правил и в среде которых нередко существует мнение, что вежливость, точность и аккуратность не обязательны.
|
|
Единство требований всех учителей является непременным условием успешного воспитания, в том числе и культуры поведения: единые требования к внешнему виду, к речи, к поведению на перемене, в классе, в школьном буфете, на улице, в общественных местах и т.д. Это единство требований должно распространяться и на семью. Родителям нужно знать, какие требования к поведению детей существуют в школе, и в этом же направлении вести работу дома, в семье. Например, учительница начальных классов Л.М.Вирясова перед тем, как начать работу по культуре поведения с детьми, говорила об этом на родительском собрании, проводила с ними несколько занятий, договаривалась о совместной деятельности в этом направлении. В конце каждого учебного года дети демонстрировали родителям умения и навыки, выработанные за это время.
В воспитании культуры поведения большую роль играет общая обстановка и стиль отношений в школьном коллективе. Продуманное оформление здания, чистота и порядок в нем, достигнутые при участии самих школьников, четко организованное дежурство учащихся, контроль за выполнением установленных правил, общая атмосфера доброжелательности – все это способствует успешному воспитанию культуры поведения.
Мы приводим две разработки этических бесед: в традиционной форме и в форме ролевой игры.