Матрица инцидентности и списки ребер

Задать граф – значит описать множества его вершин и ребер, а также отношение инцидентности. Когда граф конечен для описания его вершин и ребер достаточно их занумеровать. Отношение инцидентности определяют матрицей ij, имеющей m строк и n столбцов. Столбцы соответствуют вершинам графа, строки – ребрам графа. Если ребро еi инцидентно вершине vj, то ij = 1, в противном случае ij = 0. Это матрица инцидентности для неориентированного графа.

Пример (Задание №9)

Обозначим вершины римскими цифрами, а ребра – арабскими. Матрица инцидентности для данного графа выглядит следующим образом:

  I II III IV V VI VII
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

В матрице инцидентности орграфа ij = -1, если вершина vj – начало дуги ai; ij = 1, если vj – конец дуги ai; если ai – петля, а vj – инцидентная ей вершина, то ij = а, где а – любое число отличное от 0, 1, -1. В остальных случаях ij = 0.

Пример (Задание №10): построим ориентированный граф и матрицу инцидентности для нее:

I


Из матрицы инцидентности мы видим, что в каждой строке есть только два элемента (или один, если ребро является петлей) отличных от 0. Поэтому такой способ задания графа посчитали неэкономичным. Отношение инцидентности можно задать так же с помощью списков ребер графа. Каждая строка этого списка соответствует ребру, в ней записывают номера вершин, инцидентных ему. Для неориентированного графа порядок вершин в строке произволен, а для орграфа первым записывают номер вершины начала дуги, а вторым – номер вершины конца дуги.

Составим списки ребер для данных графов:

Таб. 8 Списки ребер неориентированного графа

Таб. 9 Списки ребер орграфа

Ребра Вершины   Ребра Вершины
  I, II     I, II
  I, III     I, III
  II, IV     II, IV
  I, V     III, V
  II, VI     III, IV
  III, IV     III, VII
  III, V     VI, VII
  IV, VI      
  V, VII      
  VI, VII      

Каждая строка списка ребер соответствует строке матрицы с тем же номером ребра.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: