Содержание курса
Тема 1. Понятие реабилитации, основные современные концепции реабилитации
Содержание программы
Предмет и задачи курса «Основы социальной реабилитации и профессиональной ориентации». Понятие «реабилитация» и «абилитация» в специальном образовании. Общий подход к психолого-педагогической и социальной реабилитации. Современные концепции реабилитации. Роль общества в реабилитации. Российская Федеральная программа «Дети-инвалиды». Понятие о профессиональной ориентации лиц с ограниченными возможностями.
План
1. Понятие «реабилитация» и «абилитация» в специальном образовании.
2. Задачи и принципы реабилитации.
3. Основные условия реабилитации.
4. Современные концепции реабилитации.
5. Роль общества в реабилитации.
6. Российская Федеральная программа «Дети-инвалиды».
Литература
1. Аксёнова Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании. – М.: Академия, 2005.
2. Вопросы социокультурной реабилитации детей-инвалидов / Сост. О.С. Андреева, С.Н. Лаврова – М.: ФБМСЭ, 2005.
3. Всероссийская конференция по проблемам детей-инвалидов: Партнёрство во имя развития. 15 – 17 декабря 1998 г. – М., 1998.
Понятие «реабилитация» и «абилитация» в специальном образовании
Реабилитация - восстановление утраченной функции.
Понятие реабилитация включает:
1) медицинские меры – восстановительная терапия, реконструктивная хирургия, протезирование и ортопротезирование;
2) социальные меры – социально-бытовая и социально-средовая адаптация детей-инвалидов;
3) психолого-педагогическую коррекцию и адаптацию;
4) профессиональную абилитацию и реабилитацию, в том числе и профессиональную ориентацию, профессиональное образование и трудоустройство.
Процесс реабилитации подразделяется на этапы:
1. Восстановительное лечение.
2. Адаптация — развитие возможностей приспособления инвалида к условиям внешней среды; ведущая роль здесь принадлежит психосоциальным воздействиям, направленным на стимуляцию социальной активности личности пострадавшего.
3. Собственно реабилитационный этап — восстановление прежних отношений инвалида с окружающей действительностью.
Абилитация - становление отсутствующих на данный возраст функций.
В дословном переводе с латыни абилитация — это приобретение способности к чему-либо. В отношении детей с врожденными и рано приобретенными нарушениями развития речь идет не о возвращении способности, а о первоначальном ее формировании.
Задачи и принципы реабилитации
Принципы реабилитации:
· принцип партнерства и апелляции к личности инвалида;
· принцип разносторонности усилий, вовлечения в реабилитационный процесс разных сторон жизни инвалида;
· единство психосоциальных и биологических методов воздействия;
· ступенчатость прилагаемых усилий, проводимых воздействий и мероприятий.
Задачи реабилитации:
1. Ускорение процесса восстановления нарушенной функции.
2. Ускорение выработки компенсации утерянной функции.
3. Разработка адаптации ребенка при наличии неустранимого дефекта.
4. Предупреждение развития у инвалида госпитализма и иждивенчества.