Задачи и принципы реабилитации

Содержание курса

Тема 1. Понятие реабилитации, основные современные концепции реабилитации

Содержание программы


Предмет и задачи курса «Основы социальной реабилитации и профессиональной ориентации». Понятие «реабилитация» и «абилитация» в специальном образовании. Общий подход к психолого-педагогической и социальной реабилитации. Современные концепции реабилитации. Роль общества в реабилитации. Российская Федеральная программа «Дети-инвалиды». Понятие о профессиональной ориентации лиц с ограниченными возможностями.

План

1. Понятие «реабилитация» и «абилитация» в специальном образовании.

2. Задачи и принципы реабилитации.

3. Основные условия реабилитации.

4. Современные концепции реабилитации.

5. Роль общества в реабилитации.

6. Российская Федеральная программа «Дети-инвалиды».

Литература

1. Аксёнова Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании. – М.: Академия, 2005.

2. Вопросы социокультурной реабилитации детей-инвалидов / Сост. О.С. Андреева, С.Н. Лаврова – М.: ФБМСЭ, 2005.

3. Всероссийская конференция по проблемам детей-инвалидов: Партнёрство во имя развития. 15 – 17 декабря 1998 г. – М., 1998.

Понятие «реабилитация» и «абилитация» в специальном образовании

Реабилитация - восстановление утраченной функции.

Понятие реабилитация включает:

1) медицинские меры – восстановительная терапия, реконструктивная хирургия, протезирование и ортопротезирование;

2) социальные меры – социально-бытовая и социально-средовая адаптация детей-инвалидов;

3) психолого-педагогическую коррекцию и адаптацию;

4) профессиональную абилитацию и реабилитацию, в том числе и профессиональную ориентацию, профессиональное образование и трудоустройство.

Процесс реабилитации подразделяется на этапы:

1. Восстановительное лечение.

2. Адаптация — развитие возможностей приспособления инвалида к условиям внешней среды; ведущая роль здесь принадлежит психосоциальным воздействиям, направленным на стимуляцию социальной активности личности пострадавшего.

3. Собственно реабилитационный этап — восстановление прежних отношений инвалида с окружающей действительностью.

Абилитация - становление отсутствующих на данный возраст функций.

В дословном переводе с латыни абилитация — это приобретение способности к чему-либо. В отношении детей с врожденными и рано приобретенными нарушениями развития речь идет не о возвращении способности, а о первоначальном ее формировании.

Задачи и принципы реабилитации

Принципы реабилитации:

· принцип партнерства и апелляции к личности инвалида;

· принцип разносторонности усилий, вовлечения в реабилитационный процесс разных сторон жизни инвалида;

· единство психосоциальных и биологических методов воздействия;

· ступенчатость прилагаемых усилий, проводимых воздействий и мероприятий.

Задачи реабилитации:

1. Ускорение процесса восстановления нарушенной функции.

2. Ускорение выработки компенсации утерянной функции.

3. Разработка адаптации ребенка при наличии неустранимого дефекта.

4. Предупреждение развития у инвалида госпитализма и иждивенчества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: