Билет № 13. Церковь как место осуществления истории

Церковь как место осуществления истории. Мир сотворен с целью Воплощения, в самой потенции мир – есть Церковь. «Энтелехия» (Аристотель) – причина, определяющая возможность. Церковь – энтелехия истории, ее содержание и цель. Церковь – место осуществления истории. Она предвосхищается в Эдеме и раскрывается в Небесном Граде. В отличие от форм социальной жизни, Церковь не происходит из истории, а вторгается в нее. Подобно Христу, закланному прежде создания мира, Церковь скрывается от вечности в Боге и сходит с небес в 50-цу.

2) Единство и единственность Церкви. По Никео-Цареградскому Символу веры Единство из свойств Церкви выдвигается на первое место. Церковь одна, Церковь единственна. Евдокимов: «Единство охватывает время и пространство, земное и небесное, Церковь людей и Церковь ангелов». Церковь основана на Христе: «никто не может положить иного основания кроме положенного, которое есть Иисус Христос». Иустин Попович: единство Церкви неминуемо следует из единства личности Богочеловека Христа. Церковь как богочеловеческий организм не может разделяться. Всякое отделение означало бы ее смерть. Иустин Попович: в Церкви все богочеловечно: все ее учение и вся ее жизнь и вся ее вечность и все ее устройство. Евдокимов: сама идея тела противостоит всякому разделению. Кондак 50-цы: «…в соединение вся призва». В этом тексте Церковь воспевает откровение своей природы. Попович: все члены Церкви всегда целостные и свободные личности, соединенные единой благодатью святого Духа через святые Таинства. Таинство и доброделание соединяют со Христом всех членов Церкви. Это единство верных начинается с Крещения и вершину обретает в Евхаристии, которая совершает единство верных со Христом и между собой. Но при этом единая богочеловеческим естеством Церковь множественна в личностях. Попович: Церковь исполнена благодатных сил отроичения и очеловечения.

Билет № 14

Церковь - центр вселенной. Теандризм. Церковь есть центр вселенной. Судьбы мира и каждого человека завязываются в Церкви. То, что совершено во Христе через сошествие Духа, совершается в каждом человеке посредством энергий, творящих обожение. Именно в Церкви человек совершает свое спасение, соделывается причастником божественного естества. Единственный путь к обожению – через Таинства. Важное значение имеет понятие связи, посредством которой истинное тело составляется как Церковь. Эта связь имеет форму креста и церковь находится в точке пересечения вертикали и горизонтали. Эта связь имеет теандрическую природу. Теандризм созидает Церковь, помещая ее в центр мира, внося ее реальность в суть человеческой жизни и преобразуя ее в богочеловеческую субстанцию. Теандризм помещает Церковь в центр мира, но предполагается и горизонтальная связь: апостольское преемство, Таинства, миссия. Преемство и Таинства продолжают видимое присутствие Христа. Церковь объективно находится там, где совершается апостольское служение по принятию в Тело, где епископ со своей апостольской властью совершает Евхаристию, свидетельствует о ее подлинности и объединяет собравшихся людей в тело Христово в литургическое собрание.

Значение единства веры в обосновании единства Церкви. Единство – это единство веры – основа Церкви. В вере содержатся все Таинства и добродетели, которые совершают обожение, очеловечение и спасение. Иоанн Кассиан: «вне Церкви тот, кто не хранит веры Церкви». Флоровский: Евхаристия есть таинственное обоснование единства Церкви, ибо все причащаются единого Тела, в каждой Евхаристии присутствует весь Христос, каждая Евхаристическая жертва есть жертва всецелая. Особое место- апостольское преемство в обосновании единства Церкви. В апостольском преемстве заключается основание единства церкви, проистекающее из единства благодати. Через священноначалие каждый человек прививается к Богочеловеческому телу Церкви. Община, объединенная вокруг своего пастыря иерархически соединенного с архиерейством в Церкви – есть подлинная ячейка церковного тела. В епископе объединяется множественность таких ячеек. Единство Церкви проявляется в единстве учения и таинств. Каждый епископ непосредственно обручен своей пастве и нерасторжимо связан с ней харизматической связью. Самовольно оторвавшись от церковного тела вернуться самовольно очень трудно, поскольку это есть отступление от Святого Духа и самого Христа. Единство Церкви единство священноначалия, благодати и духа связано между собой неразрывно - Каноническая экклесиология.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: