Заключение. стает отвечать своему назначению

стает отвечать своему назначению. Отсюда ясно видно, что и здесь bcq зависит от порядка.

15. Итак, искусство обучения не требует ничего l-сть над еж а, что иного, кроме искусного распределения времени, изобретена предметов и метода. Если мы будем в состоянии организация школ, точно установить это распределение, то обучать похожая на часы. всему школьную молодежь в каком угодно числе будет нисколько не труднее, чем, взяв типографские инструменты, еже­дневно покрывать изящнейшими буквами тысячи страниц, или чем, уста­новив архимедову машину, переносить дома, башни, всевозможные тя­жести, или, сев на корабль, переплыть океан и отправиться в Новый Спет. Все пойдет вперед не менее легко, чем идут часы с правильно урав-новешенными тяжестями, так же приятно и радостно, как приятно и радостно смотреть на такого рода автомат, и, наконец, с такой верностью, какую можно только достигнуть в подобном искусном инструменте.

16. Итак, во имя всевышнего, попытаемся устано­вить такое устройство школ, которое бы в точности

соответствовало чрезвычайно искусно устроенным и изящно украшенным различными приспособлениями часам...

Глава XVI Общие требования'обучения и учения, т. е. как учить и учиться

Метод обучения...4. До сих пор метод наставления был до такой

должен быть • степени неопределенным, что едва ли кто-нибудь

возведен в научную решился бы сказать: «В течение стольких и столь-

теоршо. ких лет этого юношу я доведу до того-то, обучу

его так-то и так». Поэтому нам нужно будет рас­смотреть, можно ли это искусство духовного насаждения поставить на столь твердые основы обучения, чтобы оно наверняка шло вперед и не обманывало в своих результатах.

5. Но так как это основание может состоять лишь

И. что на основании в том, чтобы действия этого искусства как можно..............""" старательное приспособить к нормам действий

природы (как мы видели в главе XIV), то иссле­дуем пути природы на примере птицы, выводящей птенцов. Рассматривая, как, следуя по стопам природы, удачно подражают ей садовники, художники, архитекторы, мы легко увидим, каким образом должны подражать ей и образователи юношества.

6. Если кому-либо это покажется слишком низким, известным, обыкновенным, тот пусть вспомнит, что

мы теперь стремимся к тому, чтобы из повседневны^ и известных явле­ний, которые успешно совершаются в природе и искусстве (вне школы), мы могли вывести менее известные, требуемые нашей целью. И несомнен­но, если известно, откуда мы черпаем идею наших правил, то, надеемся, тем очевиднее будут и наши заключения.

// ничему так?

Основоположение I

Ничто 7- Природа тщательно приспособля-

не предпринимается ется к удобному времени. Например,

несвоевременно. птица, намереваясь размножать свое поколение,

приступает к этому делу не зимою, когда все сковано морозом и окоченело, и не летом, когда от жары все раскаляется и слабеет, и не осенью, когда жизненность всего вместе с солнцем падает и надвигается зима, опасная для птенцов, но весною, когда солнце всему возвращает жизнь и бодрость. И вместе с тем она поступает постепенно. Пока стоит еще холодная погода, птица производит яйца и согревает их внутри организма, где они предохранены от холода; когда воздух становится более теплым, она кладет их в гнездо, и, наконец, при наступлении уже теплой части погоды она выводит птенцов, чтобы нежнейшие существа постепенно привыкали к свету и теплу.

8. Так же и садовник обращает внимание на то, Правильное поора-,

жание этому в садах чтобы все делать только в свое БРемя- Он не са'

и в архитектуре. жает растений зимой (так как сок в это время остается в корне и не поднимается для питания саженца), и не летом (потому что сок уже распределен по ветвям), и не осенью (так как сок устремляется в корни), но весною, когда сок начи­нает распространяться из корня и оживлять верхние части дерева. И впо­следствии он должен знать удобное время для всего, что должно делать с деревцами, т. е. время для унаваживания, подрезывания, окапывания и пр.; даже и самое дерево имеет определенное время для пускания ростков, для цветения, для распускания листьев, для созревания плодов и пр. Не иначе поступает и предусмотрительный архитектор; он считает необходи­мым выбирать удобное время для рубки леса, обжигания кирпичей, за­кладки фундамента, возведения стен и штукатурки их и т. п.

Двойное уклонение 9- Против этой основы в школах допускаются

в школах от этой ошибки двоякого рода:

и°еи- I. Не избирается надлежащее время для умствен-

ных упражнений. П. Не располагают упражнения так тщательно, чтобы все шло впе­ред в определенной последовательности, безошибочно. Пока мальчик еще мал, учить его нельзя, так как корень познания лежит у него еще глубоко. Учить человека в старости слишком позд­но, так как познавательная способность и память уже ослабевают. В среднем возрасте учить затруднительно, так как с трудом можно объ­единить умственную деятельность, рассеянную по различным предметам. Следовательно, нужно пользоваться юнь'ш возрастом, пока сила жизни и разума находится на подъеме; тогда все воспринимается и легко пускает глубокие корни.

Тройное 'О- Итак, мы делаем заключение:

исправление. I. Образование человека нужно начинать в весну

жизни, т. е. в детстве, ибо детство изображает

собой весну, юность — лето, возмужалый возраст — осень и ста­рость — зиму.

II. Утренние часы для занятий наиболее удобны (так как опять утро соответствует весне, полдень — лету, вечер — осени, а ночь — зиме).

III. Все, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте.»

Материал ранее формы.

Основоположение II

11. Природа подготавливает себе материал, прежде чем начинает при­давать ему форму. Например, птица, намереваясь произвести существо, подобное себе, сперва из капли крови своей вводит внутрь оплодотворяющее семя, затем вьет гнездо, в которое кладет яйца, наконец, согревает их высиживанием и дает оформиться и вылупиться птенцам.

12. Так, разумный архитектор, прежде чем начи-

Подражание. нать строить здание, свозит бревна, камни, известь, железо и другие необходимые материалы, чтобы впоследствии из-за не­достатка материалов не замедлились работы или не пострадала прочность здания.

Подобным образом художник, намереваясь дать рисунок, приготов­ляет полотно, натягивает его на рану, накладывает фон, разводит крас­ки, раскладывает кисточки, чтобы они были под рукой, и наконец, на­чинает рисовать. Так же садовник, прежде чем начать посадку, старается иметь на­готове сад, отводки, высадки и всевозможные инструменты, чтобы не быть вынужденным искать во время работы то, что ему необходимо, иначе он погубит весьма многое.

13. Против этого основного положения школы по­грешают следующим образом:

Во-первых, тем, что не стараются иметь наготове для общего пользо­вания, всевозможные орудия: книги, доски, модели, образцы и т. п. Тогда только лишь отыскивают, устраивают, диктуют, переписывают и пр., когда что-либо понадобится, что приводит (особенно если попадается неопыт­ный или небрежный преподаватель, которых обычно больше) к жалким результатам. Подобное положение мы имели бы в том случае, если бы врач только тогда стал бы бегать по садам и лесам, собирать травы и корни, варить их, процеживать и пр., когда надо давать лекарства. Между тем как лекарства на всякий случай должны быть уже наготове.

14 Во-вторых, так как даже в тех книгах, которые употребляются в школах, не соблюдается тот естественный порядок, при котором материал предшествовал бы форме. Почти повсюду происходит наоборот: порядок вещей излагается ранее самих вещей, хотя невозможно устанавливать порядок, когда еще нет налицо того, что следует приводить в порядок. Я покажу это на четырех примерах.

15. (1), Школы учат словам ранее вещей, так как в течение несколь­ких лет занимают ум словесными науками, и затем, наконец, не знаю когда, обучают реальным наукам: математике, физике и пр. Между тем


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: