стает отвечать своему назначению. Отсюда ясно видно, что и здесь bcq зависит от порядка.
15. Итак, искусство обучения не требует ничего l-сть над еж а, что иного, кроме искусного распределения времени, изобретена предметов и метода. Если мы будем в состоянии организация школ, точно установить это распределение, то обучать похожая на часы. всему школьную молодежь в каком угодно числе будет нисколько не труднее, чем, взяв типографские инструменты, ежедневно покрывать изящнейшими буквами тысячи страниц, или чем, установив архимедову машину, переносить дома, башни, всевозможные тяжести, или, сев на корабль, переплыть океан и отправиться в Новый Спет. Все пойдет вперед не менее легко, чем идут часы с правильно урав-новешенными тяжестями, так же приятно и радостно, как приятно и радостно смотреть на такого рода автомат, и, наконец, с такой верностью, какую можно только достигнуть в подобном искусном инструменте.
16. Итак, во имя всевышнего, попытаемся установить такое устройство школ, которое бы в точности
соответствовало чрезвычайно искусно устроенным и изящно украшенным различными приспособлениями часам...
Глава XVI Общие требования'обучения и учения, т. е. как учить и учиться
Метод обучения...4. До сих пор метод наставления был до такой
должен быть • степени неопределенным, что едва ли кто-нибудь
возведен в научную решился бы сказать: «В течение стольких и столь-
теоршо. ких лет этого юношу я доведу до того-то, обучу
его так-то и так». Поэтому нам нужно будет рассмотреть, можно ли это искусство духовного насаждения поставить на столь твердые основы обучения, чтобы оно наверняка шло вперед и не обманывало в своих результатах.
5. Но так как это основание может состоять лишь
И. что на основании в том, чтобы действия этого искусства как можно..............""" старательное приспособить к нормам действий
природы (как мы видели в главе XIV), то исследуем пути природы на примере птицы, выводящей птенцов. Рассматривая, как, следуя по стопам природы, удачно подражают ей садовники, художники, архитекторы, мы легко увидим, каким образом должны подражать ей и образователи юношества.
6. Если кому-либо это покажется слишком низким, известным, обыкновенным, тот пусть вспомнит, что
мы теперь стремимся к тому, чтобы из повседневны^ и известных явлений, которые успешно совершаются в природе и искусстве (вне школы), мы могли вывести менее известные, требуемые нашей целью. И несомненно, если известно, откуда мы черпаем идею наших правил, то, надеемся, тем очевиднее будут и наши заключения.
// ничему так?
Основоположение I
Ничто 7- Природа тщательно приспособля-
не предпринимается ется к удобному времени. Например,
несвоевременно. птица, намереваясь размножать свое поколение,
приступает к этому делу не зимою, когда все сковано морозом и окоченело, и не летом, когда от жары все раскаляется и слабеет, и не осенью, когда жизненность всего вместе с солнцем падает и надвигается зима, опасная для птенцов, но весною, когда солнце всему возвращает жизнь и бодрость. И вместе с тем она поступает постепенно. Пока стоит еще холодная погода, птица производит яйца и согревает их внутри организма, где они предохранены от холода; когда воздух становится более теплым, она кладет их в гнездо, и, наконец, при наступлении уже теплой части погоды она выводит птенцов, чтобы нежнейшие существа постепенно привыкали к свету и теплу.
8. Так же и садовник обращает внимание на то, Правильное поора-, „
жание этому в садах чтобы все делать только в свое БРемя- Он не са'
и в архитектуре. жает растений зимой (так как сок в это время остается в корне и не поднимается для питания саженца), и не летом (потому что сок уже распределен по ветвям), и не осенью (так как сок устремляется в корни), но весною, когда сок начинает распространяться из корня и оживлять верхние части дерева. И впоследствии он должен знать удобное время для всего, что должно делать с деревцами, т. е. время для унаваживания, подрезывания, окапывания и пр.; даже и самое дерево имеет определенное время для пускания ростков, для цветения, для распускания листьев, для созревания плодов и пр. Не иначе поступает и предусмотрительный архитектор; он считает необходимым выбирать удобное время для рубки леса, обжигания кирпичей, закладки фундамента, возведения стен и штукатурки их и т. п.
Двойное уклонение 9- Против этой основы в школах допускаются
в школах от этой ошибки двоякого рода:
и°еи- I. Не избирается надлежащее время для умствен-
ных упражнений. П. Не располагают упражнения так тщательно, чтобы все шло вперед в определенной последовательности, безошибочно. Пока мальчик еще мал, учить его нельзя, так как корень познания лежит у него еще глубоко. Учить человека в старости слишком поздно, так как познавательная способность и память уже ослабевают. В среднем возрасте учить затруднительно, так как с трудом можно объединить умственную деятельность, рассеянную по различным предметам. Следовательно, нужно пользоваться юнь'ш возрастом, пока сила жизни и разума находится на подъеме; тогда все воспринимается и легко пускает глубокие корни.
Тройное 'О- Итак, мы делаем заключение:
исправление. I. Образование человека нужно начинать в весну
жизни, т. е. в детстве, ибо детство изображает
собой весну, юность — лето, возмужалый возраст — осень и старость — зиму.
II. Утренние часы для занятий наиболее удобны (так как опять утро соответствует весне, полдень — лету, вечер — осени, а ночь — зиме).
III. Все, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте.»
Материал ранее формы.
Основоположение II
11. Природа подготавливает себе материал, прежде чем начинает придавать ему форму. Например, птица, намереваясь произвести существо, подобное себе, сперва из капли крови своей вводит внутрь оплодотворяющее семя, затем вьет гнездо, в которое кладет яйца, наконец, согревает их высиживанием и дает оформиться и вылупиться птенцам.
12. Так, разумный архитектор, прежде чем начи-
Подражание. нать строить здание, свозит бревна, камни, известь, железо и другие необходимые материалы, чтобы впоследствии из-за недостатка материалов не замедлились работы или не пострадала прочность здания.
Подобным образом художник, намереваясь дать рисунок, приготовляет полотно, натягивает его на рану, накладывает фон, разводит краски, раскладывает кисточки, чтобы они были под рукой, и наконец, начинает рисовать. Так же садовник, прежде чем начать посадку, старается иметь наготове сад, отводки, высадки и всевозможные инструменты, чтобы не быть вынужденным искать во время работы то, что ему необходимо, иначе он погубит весьма многое.
13. Против этого основного положения школы погрешают следующим образом:
Во-первых, тем, что не стараются иметь наготове для общего пользования, всевозможные орудия: книги, доски, модели, образцы и т. п. Тогда только лишь отыскивают, устраивают, диктуют, переписывают и пр., когда что-либо понадобится, что приводит (особенно если попадается неопытный или небрежный преподаватель, которых обычно больше) к жалким результатам. Подобное положение мы имели бы в том случае, если бы врач только тогда стал бы бегать по садам и лесам, собирать травы и корни, варить их, процеживать и пр., когда надо давать лекарства. Между тем как лекарства на всякий случай должны быть уже наготове.
14 Во-вторых, так как даже в тех книгах, которые употребляются в школах, не соблюдается тот естественный порядок, при котором материал предшествовал бы форме. Почти повсюду происходит наоборот: порядок вещей излагается ранее самих вещей, хотя невозможно устанавливать порядок, когда еще нет налицо того, что следует приводить в порядок. Я покажу это на четырех примерах.
15. (1), Школы учат словам ранее вещей, так как в течение нескольких лет занимают ум словесными науками, и затем, наконец, не знаю когда, обучают реальным наукам: математике, физике и пр. Между тем