Видимое поле

Когда мы смотрим вокруг, то видим не хаос ощущений, а окружение, четко разделенное на осмысленные предметы.

Есть определенные факторы, которые влияют на группировку элементов в зрительном поле.

Чем ближе объекты друг к другу в зрительном поле, тем с большей вероятностью организуются в единые, целостные образы. Пары линий на рис. 1а по этой причине легко организуются так, что 2 соседние воспринимаются как целое, при этом почти невозможно воспринимать как целое линии, разделенные большими промежутками, т.е. разрушить единицы, основанные на факторе пространственной близости. Здесь имеет место не просто пространственная близость, но близость процесса одинакового качества.

А | | | | | | | |

Б ] [ ] [ ] [ ] [ рис. 1

В ] □ □ □ [

Сходства процессов в зрительном поле: чем больше единые и целостные образы, тем с большей вероятностью они организуются.

Чем больше элементы в зрительном поле оказываются в местах, соответствующих продолжению закономерной последовательности, тем с большей вероятностью они организуются в единые целостные образы. На рис. 1б факторы близости и сходства остаются теми же, что и на рис. 1а, но здесь более отдаленные элементы обладают свойством продолжения, выступая как части простого целого. Поэтому можно легко организовывать в связанные единицы относительно отдаленные ломаные линии, несмотря на фактор близости.

Чем в большей степени элементы зрительного поля образуют замкнутые целые, тем с большей готовностью они будут организовываться в отдельные образы. Это простое логическое развитие принципа продолжения. На рис. 1в линии продолжены до соединения друг с другом и образования форм квадрата: такие замкнутые контуры образуют сильным приоритетом в зрительной организации.

Мы видим вещи, но не дыры между ними. Если протянуть руку и смотреть на нее, то рука выглядит фигурой, а различные другие объекты в поле зрения становятся бессмысленными, слитными в невыразительную массу, которую называют фоном. ‘’Вещь’’, на которую мы смотрим, видится как единичная тогда как объекты, расположенные ближе и дальше в поле зрения, выглядят как неясно двоящиеся; аккомодационный механизм настраивается на поверхность вещи, на которую мы смотрим, и это делает зрительно ясным один объект за счет других.

В процессе образования фигуры, прежде всего, находят выраженные, уже описанные, законы группировки. Чем ближе друг к другу элементы, образующие фигуру, тем легче она может быть изолирована. Чем больше сходство между элементами, образующими фигуру, тем легче она воспринимается как таковая. Чем сильнее контраст между элементами фигуры и фона, тем легче образуется фигура. То же справедливо в отношении непрерывности и замкнутости: чем более легко элементы, образующие фигуру, следуют закономерным и зрительно предсказуемым направлением, чем более они образуют замкнутые пространства, тем с большей легкостью возникают фигуры.

Любое видимое поле, если оно пристально рассматривается длительное время, начинает изменяться на наших глазах, обнаруживая свой неоднозначный характер.

Рис. 2а с самого начала двусмыслен: первое, что мы видим,- это фигуру, напоминающую вазу, затем что-то похожее на двух полных дам. Можно специально изменить вероятностные отношения в этой ситуации. Если придать вазоподобной области различительные метки, что увеличит ее ‘’вещный характер’’, то переход ко второму способу организации затрудняется. Если же, как это показано на рис. 2в, сделать осмысленные лица из двух внешних областей, то близнецы возьмут верх над вазой.

Рис. 2

A Б В


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: