Целостное восприятие фрагментированных изображений

Проблема целостности восприятия, в особенности объединение восприятий по некоторым принципам в связные единства, впервые была экспериментально исследована представителями гештальтпсихологии.

Принципиальное открытие гештальтпсихологов, подтвержденное множеством эмпирических исследований, – это феномен фигуры и фона, который состоит в том, что наше феноменальное перцептивное поле всегда структурировано как фигура и окружающий ее фон. Наш мозг действительно имеет тенденцию (по-видимому, врожденную) структурировать сигналы таким образом, что все, что меньше или имеет более правильную конфигурацию, а главное то, что имеет для нас какой-то смысл, воспринимается как фигура; она выступает на некотором фоне, а сам фон воспринимается гораздо менее структурированным.

Ими были эмпирически выявлены два основных аспекта: влияние целого на восприятие частей и факторы объединения частей в целое. Независимость целого от качества составляющих его элементов проявляется в доминировании целостной структуры над ее составляющими.

Доминирование целостной структуры объекта над его отдельными элементами выражается в сохранении восприятия структуры как целого при выпадении отдельных ее частей. Для целостного восприятия человеческого лица достаточно лишь нескольких элементов его контура. В этом случае проявляется принцип заполнения пробелов, проявляющийся в том, что наш мозг всегда старается свести фрагментарное изображение в фигуру с простым и полным контуром. Поэтому, когда предмет, образ, мелодия, слово или фраза представлены лишь разрозненными элементами, мозг будет систематически пытаться собрать их воедино и добавить недостающие части. На рис. 1 вы видите не группу отдельных линий, а контуры лица. Если при прослушивании какой-то известной мелодии на СD–плейере или по радио, в силу дефекта поверхности диска или эфирных помех, выпадает несколько нот, то мы просто не замечаем этого и воспринимаем мелодию целостно. Или другой пример: даже некачественно напечатанный текст мы читаем вполне нормально, хотя в буквах могут отсутствовать некоторые графические элементы.

Рис.1

Каждая часть, входящая в перцептивный образ, приобретает значение лишь при соотнесении ее с целым и определяется им. Сам образ восприятия также зависит от особенностей составляющих его частей. Это приобретенное свойство перцептивного образа, которое формируется в результате рефлекторной деятельности анализаторов и предметной деятельности человека. Человек объединяет элементы в процессе восприятия в целостный образ на основе имеющихся у него знаний, практического опыта и установки. В этом и убеждает восприятие изображений с незавершенными контурами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: