Пороги ощущений

1. Абсолютный нижний порог ощущений - это эта минимальная интенсивность, при которой сигнал начинает осознаваться субъектом.

2. Абсолютный верхний порог – это эта максимальная интенсивность, при которой сигнал еще осознается субъектом.

3. Относительный порог, выражаемой законом Вебера-Фехнера, показывает, какое минимальное приращение интенсивности необходимо для того, чтобы ощутить изменение сигнала.

2. Адаптация - это способность органов чувств приспосабливаться, привыкать к новому, или изменившему интенсивность, сигналу. Виды адаптации можно разделить на две группы:

1. негативная адаптация, в процессе которой понижается чувствительность анализатора к раздражителю. Полная адаптация наступает при прикосновении, при ощущении небольшого давления на тело, которое перестает замечаться через некоторое время. Частичная негативная адаптация - это световая адаптация, когда, попадая из темноты на яркий свет, мы в начале ничего не можем увидеть, однако постепенно чувствительность глаза снижается и мы начинаем различать предметы и при ярком освещении.

2. позитивная адаптация связана с повышением чувствительности, как правило, под влиянием слабого раздражителя. Например, темновая адаптация связана с повышением чувствительности зрительного анализатора, так как, войдя в темное помещение, первоначально человек ничего не видит, так как чувствительности глаза, привыкшего к сильному раздражителю, недостаточно в новых условиях. Однако, постепенно, чувствительность повышается, и люди начинают различать предметы.

Существует только два вида чувствительности, к которой не может привыкнуть живое существо - это боль и слух. Это связано с биологической целесообразностью, так как привыкая, например, к боли, у живого существа снижается порог опасности и оно может погибнуть. Важно также и постоянно слышать звуки окружающего мира, так как (особенно на первых этапах филогенеза) опасность можно было точнее определить именно по звуку, сигнализирующему о ее приближении. К звуку можно постараться привыкнуть, не замечать его (как и боль), но стоит ослабить внимание - и звук или боль опять осознаются.

3. Сенсибилизация связана с повышением чувствительности, снижением ее порога. Это свойство возникает в связи с усилением мотивации или определенными условиями жизни, требованиями профессиональной деятельности.

4. Синестезия - основана на совместной работе нескольких анализаторов. Так мы можем связать цвет со звуком (например, цветомузыка), или с температурными ощущениями (теплые или холодные тона) и т.д. У многих людей высоко развит такой вид чувствительности, на нем основана работа цветомузыкальных установок, некоторых видов цветовой терапии. Синестезия помогает также компенсировать недостатки деятельности какого-то анализатора – например, плохо слышащие люди различают звуки по вибрации, они могут даже слушать музыку, сидя спиной к оркестру (так лучше улавливается вибрация) или держа руку на музыкальном инструменте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: