Глава 2. Структура и организация российского парламента

Структура российского Парламента

Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Обе палаты имеют собственную компетенцию, и ни одна из них не может вмешиваться в полномочия другой. Однако нельзя сказать, что палаты полностью рав­ноправны: в конечном счете Государственная Дума может принять фе­деральный закон (но не конституционный и не закон о поправке к Конституции РФ) без согласия Совета Федерации. Совет Федерации этого сделать не может[22].

Каждая палата имеет свою внутреннюю структуру. Во многих отношениях она совпадает (предсе­датели палат, комиссии и т.д.), но есть и существенные различия. На­пример, в Совете Федерации нет такого важнейшего элемента внутри-парламентской деятельности, как партийные фракции.

Подавляющее большинство представительных органов субъектов Федерации однопалатные, в единичных есть две палаты (Кабардино-Балкария, Карелия, Саха (Якутия), иногда представительный орган «двухзвенный». В Тыве есть Великий Хурал — съезд представителей народа, который принимает важнейшие решения, и постоянно дей­ствующий законодательный орган — Верховный Хурал. В этих слу­чаях палаты тоже не полностью равноправны, некоторые принципи­альные решения принимает одна из них. Внутренняя структура палат законодательных собраний субъектов РФ аналогична структуре палат Федерального Собрания, но во многих из них партийных фрак­ций нет.

Палаты Федерального Собра­ния формируются по-разному: Государственная Дума — путем прямых выборов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти (ч. 2 ст. 95 Консти­туции РФ). В соответствии с Федеральным законом этими представителями были председатель законодательного органа субъекта РФ (если он был двухпалатным, представитель законодатель­ного органа избирался на заседании обеих палат) и высшее должност­ное лицо (глава администрации субъекта, руководитель высшего ис­полнительного органа государственной власти субъекта РФ, т.е. прези­дент республики в составе РФ, губернатор области, края и др.). Зако­ном «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Со­брания Российской Федерации»[23] от 5 августа 2000 г. Закон 1995 г. от­менен, а порядок формирования Совета Федерации изменен.




double arrow
Сейчас читают про: