Структура российского Парламента
Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Обе палаты имеют собственную компетенцию, и ни одна из них не может вмешиваться в полномочия другой. Однако нельзя сказать, что палаты полностью равноправны: в конечном счете Государственная Дума может принять федеральный закон (но не конституционный и не закон о поправке к Конституции РФ) без согласия Совета Федерации. Совет Федерации этого сделать не может[22].
Каждая палата имеет свою внутреннюю структуру. Во многих отношениях она совпадает (председатели палат, комиссии и т.д.), но есть и существенные различия. Например, в Совете Федерации нет такого важнейшего элемента внутри-парламентской деятельности, как партийные фракции.
Подавляющее большинство представительных органов субъектов Федерации однопалатные, в единичных есть две палаты (Кабардино-Балкария, Карелия, Саха (Якутия), иногда представительный орган «двухзвенный». В Тыве есть Великий Хурал — съезд представителей народа, который принимает важнейшие решения, и постоянно действующий законодательный орган — Верховный Хурал. В этих случаях палаты тоже не полностью равноправны, некоторые принципиальные решения принимает одна из них. Внутренняя структура палат законодательных собраний субъектов РФ аналогична структуре палат Федерального Собрания, но во многих из них партийных фракций нет.
Палаты Федерального Собрания формируются по-разному: Государственная Дума — путем прямых выборов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти (ч. 2 ст. 95 Конституции РФ). В соответствии с Федеральным законом этими представителями были председатель законодательного органа субъекта РФ (если он был двухпалатным, представитель законодательного органа избирался на заседании обеих палат) и высшее должностное лицо (глава администрации субъекта, руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, т.е. президент республики в составе РФ, губернатор области, края и др.). Законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»[23] от 5 августа 2000 г. Закон 1995 г. отменен, а порядок формирования Совета Федерации изменен.






