Как возникла идея позитивной психотерапии

Основная мотивация моего подхода в «позитивной пси­хотерапии» обусловлена тем, что я сам нахожусь в транскультурной ситуации. По национальности я перс (иранец), но с 1954 года живу в Европе. Именно благо­даря этому я обратил внимание на то, что многие формы поведения, привычки, точки зрения и установки по-раз­ному оцениваются в обеих культурах. Однажды, когда я ехал на машине, водитель из встречного потока машин показал мне жестом «птичку». Я не понял этого жеста, так как подобное движение рукой у нас на родине озна­чает приветствие, а здесь - совсем другое. И тогда я впервые задумался над тем, сколь велики различия между разными культурами в мире.

Изумление, которое я испытывал вследствие своего транскультурного положения между Востоком и Запа­дом, особенно усиливалось тогда, когда я помогал род­ным и друзьям, которые искали в Европе медицинской помощи. Тогда меня как «переводчика между двумя ми­рами» особенно поразило, как мало совпадает то, что го­ворит больной о своей болезни, с диагнозом и лечением врачей-специалистов. Я постоянно спрашивал себя, по­чему врачи лечат только тело, тогда как, очевидно, что причина болезни в душе, в психике. Подобные мысли приходили мне в голову, когда я замечал это несоответ­ствие, это отклонение от поисков главной причины в суждениях моих коллег при лечении сердечно-сосудис­тых заболеваний. Становилось очевидным, что для лече­ния пациента самым главным, определяющим является специальность врача, но отнюдь не физическое и психи­ческое самочувствие больного.

В третий раз мне пришлось столкнуться со своеобра­зием мышления на Востоке и Западе при следующих об­стоятельствах. Родители воспитывали меня в духе рели­гии Бахаи (бахаизм). Но в Тегеране я ходил в католи­ческую школу. Уже там я испытывал на себе влияние различных культур. Глубоко восприняв идею терпимос­ти бахаизма, я спрашивал себя, почему существует так много предрассудков и предубеждений между людьми в современном обществе?

Благодаря этим наблюдениям и размышлениям я стал обращать внимание на значение и роль психосоциальных норм в процессе социализации и в возникновении меж­личностных и внутриличностных конфликтов. При этом я обнаружил, что как у европейских, так и у восточных пациентов за симптомами, как правило, скрываются кон­фликты, причины которых коренятся в целом ряде постоянно повторяющихся форм поведения. Поэтому я по­пытался эти формы поведения свести в определенную систему, объединив в ней близкие понятия, и составил так называемый инвентаризационный список, при помо­щи которого можно описать центральные сферы кон­фликта. В связи с психосоциальными нормами я задал себе следующие вопросы: Почему возникают конфлик­ты? Каким способом можно объективно описать и оха­рактеризовать эти конфликты? Что скрывается за симп­томами психических и психосоматических нарушений и ограничений в межличностных отношениях? Есть ли возможность соответствующим образом лечить эти нару­шения?

В книге «Психотерапия повседневной жизни» 18 лет назад я писал о некоторых формах партнерства. Эти мо­дели, изображенные первоначально как карикатуры, как различные нарушения во взаимоотношениях и как недо­разумения, оказались очень полезными в психотерапев­тической практике. Они дали возможность пациенту и врачу дифференцирование рассматривать проблемы партнерских отношений и после преодоления невроти­ческой навязчивой склонности к повторению привычно­го, стремиться к обретению новых возможностей реше­ния проблемы.

Предлагаемые в книге «33 - и одна форма партнер­ства» модели задуманы для того, чтобы облегчить «до­ступ» к собственным конфликтам, помочь понять их во всей своей неповторимости. Я надеюсь, что эта книга, может быть, наведет читателя на размышления о том, как человек должен поступать по отношению к самому себе, к своим близким и другим людям в духе «позитив­ного устройства семейной жизни».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: