Толкование

Религии дают нам нормы, регулирующие совместную жизнь людей, и указывают, в чем предназначение чело­века в этом мире. Религия имеет дело со смыслом бытия, она дает его человеку. Психология же ставит вопрос о том, как с помощью научного познания исследовать воз­никновение и функции этих норм, механизмы конфлик­тов, источником которых является столкновение разных норм, и возможности их переработки личностью. Таким образом, задача психологии - это поиск и нахождение смысла. Вот один из примеров. Во многих религиях есть заповеди, в которых говорится, что нельзя изменять в браке и лгать. Психология задается вопросом, почему один человек может изменять или лгать и почему дру­гой, если его оболгали или обманули, теряет доверие. Почему один бахвалится, а другой выставляет себя наме­ренно в невыгодном свете. Религия до известной степени сама является предметом изучения психологии. Возника­ет вопрос, почему одни люди во всем, что касается рели­гии, становятся догматичными и попадают во власть предрассудков, а другие готовы выбросить за борт рели­гиозное вероучение и обряды, почему в наше время на­блюдается тенденция к, может быть, еще большему за­прету на религию, чем раньше на сексуальность; почему есть люди, которые, как сума переметная, перекидыва­ются от одной религиозной конфессии к другой, да так и не примыкают ни к какой из них окончательно.

Проявление односторонности. «Я религиозная и на­божная, зачем мне лекарства, если Бог мне поможет?» «Я был у терапевта, зачем мне психотерапевт?» «Я инте­ресуюсь психологией и другими гуманитарными наука­ми, что мне могут еще сказать пророки?» «Я занимаюсь спортом. В моем здоровом теле — здоровый дух. Психо­логия — это вздор!» «Я хорошо преуспеваю в своей про­фессии, к чему мне религия или медитация?»

Религиозные взгляды и мировоззрение, полученные в результате воспитания, могут приводить к трем формам реагирования.

1. Мумифицированный тип. Человек такого типа до такой степени идентифицируется с заученными религи­озными нормами, с богословием и его догмами, что боит­ся даже самых необходимых нововведений или измене­ний. Он реагирует агрессивно; он защищается, нападая, или удаляется от общества, чтобы не поддаваться наво­дящему ужас искушению. Так как вера часто заменяет человеку необходимость изучения и приобретения науч­ных знаний, т.е. когда налицо недостаточно полные зна­ния, то мы говорим не о мумифицированном, а о ханжеском типе человека. Люди такого склада попадают в тра­гическое положение, потому что они всегда избегают признаться в том, что находятся во власти предрассудка. Поступки родителей и их отношение друг к другу оказывают влияние не только на них самих, но и на всю семью. Насколько гибким является отношение родителей к норме «супружеская верность», можно судить по их отношениям к таким понятиям, как незыблемость, свя­тость и продолжительность партнерских отношений.

2. Мятежный тип. Человек такого склада понимает, что существующие религиозные нормы не соответствуют тре­бованиям времени. Так как устаревшие нормы действуют на человека угнетающе, представители мятежного типа склонны к отрицанию, неприятию этих норм. Очень часто они делают второй шаг перед первым. В зависи­мости от индивидуальных особенностей способ реагиро­вания человека мятежного типа выражается в интеллек­туальном сопротивлении. Такие люди из-за самонадеян­ности переоценивают силу своего разума и своих воз­можностей. Их побуждающей силой становится воля, их Богом — они сами. Если они и не признают этого откры­то, то это чувствуется во всех их взглядах и поступках и особенно в партнерских отношениях. За критикой рели­гии часто скрывается смешение таких понятий, как рели­гиозные институты и сама вера, неумение проводить раз­личие между ними. Люди такого склада видят в недо­статках институтов религии, например, таких как цер­ковь, несостоятельность веры и религии в целом.

3. Индифферентный тип. Для таких людей характерен перенос ответственности. С одной стороны, они хотят из­менения устаревших религиозных истин, но в то же время не хотят расставаться с привычными знакомыми с детства религиозными традициями. Часто возникают и сексуаль­ные проблемы, которые, однако, не воспринимаются как таковые и переносятся на профессию и других людей. Наиболее типичные черты характера этих людей - неспо­собность принимать решения или замедление в принятии решений (сравни также партнерство как освобождение, партнерство как долг продолжения рода).

Нас в меньшей степени интересуют теологическое обоснование, упорядочение религиозных разногласий. Нам важно выяснить роль религии как института, организующего веру, присущую каждому человеку, с одной стороны, и психологическую взаимосвязь церкви как об­щественного института (церковь и религия), индивиду­ума и партнерства, с другой стороны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: