Регулирование экономики и трудовых отношений

Установление национал - социалистической диктатуры ознаменовалось резким возрастанием государственного вмешательства в экономику в целях преодоления экономического кризиса, подготовки к войне, преодоления классовой борьбы рабочих и предпринимателей. В феврале 1934 г. был издан Закон о подготовке органического строительства германской экономики, по которому вся экономика объединялась и делилась по отраслям и округам. Все отрасли хозяйства были разделены на 6 имперских хозяйственных групп: промышленности, энергетики, торговли, ремесла. банковского и страхового дела.

Отраслевая организация дополнялась территориальной. Вся Германия была разделена на 18 хозяйственных округов во главе с имперской Хозяйственной палатой, непосредственно подчиненной министерству хозяйства. И отраслевые, и территориальные промышленные группы возглавлялись " фюрерами " - представителями монополистического капитала. Отраслевые и территориальные группы решали вопросы общего объема производства, распределения заказов и сырья, предварительное решение вопроса об уровне цен на продукцию.

Происходило укрупнение предприятий. По чакону 1933 г. создание картелей фактически стало обязательным. Картели - это объединение предпринимателей, сохраняющих не только правовую, но и хозяйственную самостоятельность во всех сторонах их деятельности, кроме охватываемых картельным соглашением Они создаются в целях ограничения рынков сбыта, установления цен на товары, картель контролирует сбыт продукции объединившихся предприятий Министру экономики предоставлялось право принудительно создавать новые картели, право запрещать создание новых предприятий в какой - либо области, если это не вызывалось " общественной необходимостью "

Законом 1937 г. все акционерные общества с капиталом менее 100 тыс. марок подлежали ликвидации, а создание новых акционерных обществ разрешалось лишь при наличии капитала не менее 500 тыс. марок. Расширение государственного сектора в экономике, в промышленности было связано с массовой " ариизацией " (национализацией) промышленных предприятий, принадлежащих еврейскому капиталу, с крупными государственными капиталовложениями в нерентабельные отрасли, важные с военно-стратегической точки зрения.

В 1936 г. был принят четырехлетний план развития экономики с задачей поставить экономику страны на военные рельсы. Было создано особое ведомство 4-х-летнего плана во главе с Герингом. В подчинении ведомства Геринга находилась группа генеральных уполномоченных. Наибольшее значение среди них имел генеральный уполномоченный по вопросам ценообразования, без санкции которого не могла быть установлена ни одна цена ни на один товар.

Закон о наследственных дворах 1933 г. устанавливал, что все фермы с земельными угодьями от 7,5 до 125 га были объявлены наследственными владениями, которые нельзя было продать, разделить, заложить или передать в уплату за долги. После смерти владельца они должны были передаваться по наследству старшему или младшему сыну в зависимости от местных обычаев, который обязан был предоставлять средства на содержание и образование своих братьев и сестер до их совершеннолетия. Владеть такими угодьями мог лишь немецкий гражданин арийского происхождения, доказавший чистоту своей крови до 1800 г. Увязший в долгах землевладелец был избавлен от угрозы потерять свой надел, который освобождался от принудительных продаж за долги, но закреплялся к земле как крепостной. Любая сторона его жизни и работы строго регламентировалась продовольственным управлением рейха, регулировались цены, закупки, сбыт продукции. Все остальные крестьяне законом относились к другой категории " сельских хозяев ", а не " крестьян ", значит, на них не распространялось право единонаследия, освобождение от принудительных продаж за долги.

Закон о регулировании национального труда 1934 г. упразднял профсоюзы, запрещал стачки, труд провозглашался особой социальной обязанностью, владелец предприятия рассматривался как доверенное лицо государства - фюрер предприятия, который должен был заботиться о рабочих, рабочие должны были платить ему верностью и исполнять его приказы. Основой производственных предприятий объявлялись не тарифные соглашения, не трудовые договоры, а правила внутреннего трудового распорядка. В национальном масштабе был создан единый Немецкий трудовой фронт, который включал не только рабочих и служащих, но и предпринимателей.

Безработица сократилась с 6 млн. в 1932 г. до 900 тыс. в 1937 г. В 1935 г. в Германии была введена всеобщая трудовая повинность для молодежи в возрасте 18-25 лет, а с 1938 г. для всего населения - правительство имело право мобилизовать любого гражданина на неопределенный срок для работы в любом месте. Рабочий, отбывающий трудовую повинность, не мог быть уволен предпринимателем без согласия правительственного органа по учету занятости. Рабочий получил работу и гарантию, что ее не потеряет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: