Мы исповедуем, что Господь наш Иисус Христос с Пречистою Своею Плотию, "возшедшаго на Небеса и седяща одесную Отца", о чем читаем и поем в наших молитвах ежедневно в Символе Веры. Однако понять, как человеческое Тело пребывает в Боге, где оно пребывает, мы не можем. Но православие утверждает это.
"...тело Господа и после вознесения называлось телом".
И далее:
"Тело и ныне есть Тело Господне, которое не преложилось в Божественное естество, но Божественной славы исполнилось" [55] (Блаженный Феодорит Киррский)
То же и у Псевдо-Афанасия (что не уменьшает истинности сказанного):
"[Христос] восшел на небо [и] сидит в том же Теле со славою одесную Отца [и] в том же Теле грядет судить живых и мертвых" [56].
Итак, Тело Христово и Плоть Его есть, по учению Православной Церкви, человеческие тело и плоть, но преображенные божеством Сына Божия бессмертны, нетленны, исполненны Славы Божией Тело и Плоть Христовы. Это бесконечная перспектива человеческого естества, ибо где Христос, там может пребыть и человек; сколь славно человеческое естество Иисуса Христа, столь славное естество может унаследовать и человек; если Христос победил смерть, страсти, потребности, дебелость плоти, то и человек может; но только во Христе это по ипостасному соединению, т.е. от Его Божественной сущности, а в человеке - по причастию благ, по благодати Божией, по Его воле. Вот какова перспектива. Вот как христология переходит в антропологию.
|
|
Еще одно значение Тела и Плоти Христовой есть Евхаристия.
В евхаристическом значении, как мы видели, Сам Господь именует и Тело Свое, и Плоть Свою, причем у "синоптиков" именуется "Тело", а у Иоанна Богослова "Плоть". Как увидим далее, святоотеческое богословие, за редким исключением, принимает оба понятия.
"Веруем, что хлеб, освященный Словом Божиим, претворяется в Тело Божие; Тело же это, которое по своему значению было хлебом, освятилось обитанием Св. Духа, вселившегося в плоть" [57] (Святитель Григорий Нисский)
"Ты спрашиваешь, как хлеб становится Телом Христовым? Говорю тебе: Дух Святой приходит и творит сие - то, что выше слова и разумения" [58], - учит преподобный Иоанн Дамаскин. И далее:
"...Не простой хлеб, но соединенный с Божеством; Тело же, с Божеством соединенное, - не одно естество: но одно [естество у Него] Тела, другое - соединенного с ним Божества, ибо то и другое вместе - не одно естество, но два" [59].
"Два естества в преложившемся от нас Теле Христа, неразлучно соединенные по ипостаси. И причащаемся мы двух естеств: Тела - телесно, Божества - духовно" [60] (Он же)
"Тело и Кровь суть Христовы, идущие в состав нашей души и тела, не истощаясь, не истребляясь, не в нижний проход уходя... но в нашу сущность и соблюдение" [61] (Он же)
|
|
Так же и о Плоти Его учат:
"Евхаристия есть плоть Спасителя нашего" [62] (Священномученник Игнатий Богоносец (Антиохийский))
"Для всех уверовавших... Себя распространил посредством плоти, чей состав из хлеба и вина... чтобы человек чрез приобщение к бессмертию стал причастником нетления" [63] (Святитель Григорий Нисский)
"Так приступаем мы к таинственным благословениям и освящаемся, делаясь причастниками святого Тела и честной Крови... И не как простую плоть приемля... но как истинно животворящую и Его Слова собственную" [64] (Святитель Кирилл Александрийский)
Как видим, Плоть Его не исключена из божественного существа. Однако у некоторых отцов мы встречаем понимание плоти как только земного в противовес небесному.
"Не одно и то же [тело и плоть]; не можем небесное назвать плотью, но телом именуем" [65] (Адамантий)
Таким образом, Его воскресшее Тело, Его Божественная Плоть и Кровь в силу единства с человеческим естеством - ибо от человеков Тело Его и Плоть, - и в силу Своей Божественности спасительно человеку. По вере, в Таинстве Евхаристии человек, вкушая телесно Его Тело и Кровь Его, тем самым приобщается через Него к Божеству духовно-телесно. Однако тайна эта остается Тайной.
Евхаристия раскрывает перед нами не только умозрительно, но и деятельно путь причащения нашего тела и плоти к Его Телу и Плоти, т.е. путь духовно-телесного феозиса, обожения и воскресения.