Плоть в сознании человека

Исходя из того, как мы понимаем термин "плоть", можно выделить в эмпирике сознания характерные содержания. Так, например, чувство общей усталости или, наоборот, бодрости, боли или удовольствия, голода или насыщения могут осознаваться как имеющие конкретную точку приложения (рука, нога, желудок и пр.), так и принадлежащие всему телу. При этом плоть не осознается как нечто отдельное от тела. Однако плоть не имеет принадлежности к пространству вне тела, но только внутри его. Плоть аморфна в своих проявлениях и не осознается как отдельные явления, но имеет громадное влияние на душу и тело. Плоть в этом смысле есть непременное условие телесной жизни. Плоть также постоянное давление на душу человека, ибо главные побуждения телесности источает плоть. Плоть по своему естеству и по своей (навязанной ей) привычке, которая привнесена воспитанием или пороком, влечет душу ко греху.

Плоть - это наиболее "темное" место в душевной жизни человека, наиболее темный слой. Темный в смысле проникнутости сознанием. Плоть осознается и познается опосредованно, через тело, выражаясь в психических формах телесности. Например, когда человек чувствует голод, он говорит: "сосет под ложечкой". Когда хочет спать - "слипаются глаза" и т.д. Эти привычные состояния являются только символами процессов, осознать которые напрямую, непосредственно нам не дано.

Плоть, таким образом, составляет область бессознательного. Тело может осознаваться, но чаще всего оно относится к бессознательному или подсознательному.

Примечания
1. hom. in Ac. 9:1 (Беседы о перемене имен - на Деяния Апостолов 9:1) 2.3 (М. 51.129).
2. p.e. (Приуготовление к Евангелию) 7.8 (М. 21.321А).
3. Gen. (Толкование на кн. Бытия: фрагменты) 2:8 (М. 33.1566А).
4. de mont. (О горах Синайской и Сионской) 4 (М. PL. 4. 992Bf).
5. Цит. по. Киприан (Керн), архимандрит. Антропология Григория Паламы. С.174-175.
6. Там же.
7. Там же. С.168.
8. Там же. С.245.
9. Ириней Лионский, святитель. Творения, кн.5, гл.III.
10. gent. (Слово против язычников) 33 (М. 25.65В,С).
11. hom. in Mt.7:14 (Беседа на Мф.7:14) (М. 51.41).
12. epp. (Письма) 4.1 (М. 79. 548D).
13. epp. (Письма) 4.204 (М. 78.1292В).
14. Цит. по. Киприан (Керн), архимандрит. Указ. соч. С.202.
15. Цит. по: Кураев А. диакон. Раннее христианство и переселение душ. С.202.
16. d.n. (О божественных именах) 4.27 (М. 3.728D).
17. Цит. по: Позов А. Сын Человеческий. С.85.
18. Русская религиозная антропология. Т.2. С.309.
19. Но если быть точным, то и в плоти, как мы ее определяем, есть элементы индивидуального бытия, ибо многие эндокринные, гормональные и нейрофизиологические особенности оказывают существенное влияние на формирование индивидуальности человека.
20. Цит. по. Киприан (Керн), архимандрит. Антропология Григория Паламы. С.169.
21. dial. (Диалог о правой вере в Бога) 5.2 (М. 11.1833А).
22. eran. (Собиратель) 2 (М. 83.108А).
23. 1Cor. (Толкование на 1 Послание к Коринфянам) 15:50 (М. 74. 912В).
24. Максим Исповедник, преподобный. Творения. Кн.1. С.168.
25. Мефодий Патарский, священномученик. Творения. С.244.
26. leg. (Ходатайство за христиан) 31.2 (М. 6.961С).
27. str. (Строматы) 4.26 (GCS vol. 15,1906 р. 321.14; М. 8.1373В).
28. princ. (О началах) 4.4f (GCS vol. 22, 1913 р. 269. 19, 270. 9; М. 11.324 В, 325А).
29. 2 hom. (Беседа о расслабленном при купели) 17 (М. 33.1152В).
30. Творения. Т.4. Кн.1. СПб 1898. С.206.
31. 4 str. (Строматы) 6.6 (GCS vol. 15, 1906 р. 458.3; М. 9.273 С).
32. Ar.3 (Против ариан. Слово 3-е) 30 (М. 26. 388 С).
33. Деяния Вселенских Соборов. Т.3. С.48.
34. ep. Epict. (Послание к Епиктету) 7 (М. 26.1061В).
35. fid. cap. (12 глав о вере) 12 (М. 10.1128 А).
36. haer. (Пять книг против ересей) 3.22.2 (М. 7. 957А).
37. Eun. (Против Евномия) 6 (М. 45. 713 А).
38. epp. (Послания) 4 (М. 77. 48 А).
39. eran. (Собиратель) 3 (М. 83. 237 В).
40. Cels. (Против Кельса) 3.25 (GCS vol. 2,1899 р.222.4; М. 11.952А).
41. 1Cor. (Толкования на 1 Послание к Коринфянам: фрагменты) 15:3-4.
42. Деяния Вселенских Соборов. Т.3. С.48.
43. fid.cap. (12 глав о вере) 2 (М. 10.1133А).
44. Jo. (Толкование на Евангелие от Иоанна) 10.36 (GCS vol. 10,1906 р.210.1; М. 14.372 В).
45. hod. (Путеводитель) 23 (М. 89.300 В).
46. Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение Православной веры святителя. С.177-241.
47. Цит. по преп. Иоанн Дамаскин. Христологические и полемические трактаты. С.321.
48. inc. et c. Ar. (О явлении во плоти Бога Слова и против ариан) 12 (М. 26.1004В).
49. eran. suppl. (Доказательства на основании умозаключения, что Бог непреложен) 10 (М. 83.3280).
50. eran. (Собиратель) 2 (М. 83.168С).
51. hom. (Беседы на Евангелие от Матфея) 82.2 (М. 58.740).
52. epp. (Послания) 45 (М. 77.236В).
53. Игнатий Брянчанинов, святитель. Слово о смерти, С.311,312.
54. CCP (543) anath. (Анафематизмы Константинопольского собора 543 г.) О (L 1364).
55. eran. (Собиратель) 2 (М. 83.165А, 168А).
56. interpr. (Изъяснение символа веры) (М. 26.1232В).
57. or. catech. (Большое огласительное слово) 37 (М. 45.96D).
58. f.o. (Точное изложение православной веры) 4.13 (М. 94.1141А).
59. Там же (1149В).
60. imag. (Защитительные слова против отрицающих святые иконы) 3.26 (М. 94.1348В).
61. f.o. (Точное изложение православной веры) 4.13 (М. 94. 1152А).
62. Smyrn. (Послание к Смирнянам) 6.2 (L 1226).
63. or. catech. (Большое огласительное слово) 37 (М. 45.97В).
64. epp. (Послания) 17 (М. 77.113С).
65. dial. (Диалог о правой вере в Бога) 5.2 (М. 11.1833А).
66. 1 apol. (Апология 1-я) 18.6 (М. 6.356В)
67. Catech. (Огласительные слова) 18.18 (L 1363).
68 1Cor. (Толкование на 1 Послание к Коринфянам) 15:51 (М. 74. 913А).
69. fr. (фрагменты) 12 (М. 7.1236А).
70. sel. in Ps. (Из Оригеновых толкований на Псалмы) 1:5 (М. 12 1096В).
71. Там же (1093В).
72. Catech. (Огласительные слова) 18.19 (L 1363).
73. 1 Cor. (Толкование на 1 Послание к Коринфянам: фрагменты) 15:41 (L 1363).
74. res. inert. (Беседы о воскресении мертвых) 8 (М. 50.430).
75. Цит. по Киприан (Керн), архимандрит. Указ. соч. С.95.
76. Макарий Египетский, преподобный. Духовные беседы. 15.10.
77. hom. in Phil. (Беседы на Послание к Филиппинцам) 13.2 (М. 62.279).
78. Цит. по: преподобный, Творения. Иоанн Дамаскин. Христологические и полемические трактаты, с.321.
79. Ar. 2 (Против ариан. Слово 2-е) 63 (М. 26.100 С).
80. or. catech. (Большое огласительное слово) 16 (М. 45.52 С).
81. hom. in Jo. (Беседы на Евангелие от Иоанна) 45.2 (М. 59.253).
82. hom. in Thess. (Беседы на 1 Послание к Фессалоникийцам) 7.1 (М. 62.436).
83. Lit. Jac. (Литургия апостола Иакова) (L 123).
84. Jo. (Толкование на Евангелие от Иоанна) 10.35 (GCS vol. 10,1903 р.209.32; М. 14.372В).
85. Максим Исповедник, преподобный. Творения. Кн.1, С.168.
86. Творения. Толкования... на 1 посл. К Кор... С.597.
87. f.o. (Точное изложение православной веры) 3.17 (М. 94.21В).
88. Там же 4.18 (1184В).
89. imag. (Защитительные слова против отрицающих святые иконы) 1.19 (М. 94.1249В).
90. Отечник. С.362.
91. Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Антропология святителя Григорий Палама. С.245
92. Духовные беседы. Б.15,10.
93. Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Указ. соч. С.149.
94. hom. in Ps.. (Беседы на Псалмы) 29 (М. 29.320 С).
95. 2 Cor. (2-е Послание к Коринфянам) 8:2 - L 1225.
96. Diogn. (Послание к Диогнету) 6.5 f (L 1224-1225).
97. Исаак Сирин. М.: Слова подвижнические. Сл.21. С.85.
98. Соловьев В. Собр. соч. Т.1. С.141.
99. Начертание христианского нравоучения. С.326.
100. Мефодий Патарский, священномученик. Творения, С.181-183.
101. Феофан Затворник, епископ. Начертание христианского нравоучения, С. 325-326.
102. f.o. (Точное изложение православной веры) 2.3 (М. 94.868В).
103. Феофан Затворник, епископ. Путь ко спасению, С.206.
104. Григорий Палама, святитель. Триады, 1,2, С.48.
105. Там же, 1,2. С.51.
106. Начертание христианского нравоучения в защиту священнобезмолствующих. С.328,329.
107. "Внутренний человек" есть, по нашему мнению, результат психологической защиты. Будучи психически слабым, человек скрывается в своей телесности. Психическая слабость (в этом смысле) может быть понята по-разному: как страх перед чем-то внешним и как неумение разрешить какую-то ситуацию. Очень часто человек от ряда неудач, как говорится, уходит в себя, уходит "во внутреннюю эмиграцию". Еще говорят о таком состоянии: "втянул голову в плечи", закрыл лицо руками, закрыл глаза, отвернулся. Все это телесные способы "скрыться" внутри тела. Они, конечно, условны, но как часто мы их используем, как часто, "убегая" внутрь себя, мы на самом деле отгораживаемся от видимого нами мира.

Появление "внутреннего человека" связано с грехом. Именно тогда, когда человек утратил духовную силу первозданного человека, когда "одежды света" грехом Адама были погашены, тогда душа, ощутив свое сиротство, свою бедность, одиночество свернулась, спряталась внутрь того, что некогда превосходила - телесный свой дом. Но, уйдя внутрь, душа укрепилась и обосновалась там, как в убежище, оценив с благодарностью к Богу силу телесного заступничества. Смерть, одна лишь смерть угрожает лишить "внутреннего человека" его телесной защиты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: