Существенные свойства Церкви Христовой

Существенные свойства предмета — это те свойства, утратив которые, предмет перестает быть самим собой. В Символе веры указаны четыре существенных свойства Церкви: единство, святость, соборность и апостольство. Все другие свойства Церкви являются производными от этих четырех.

Единство Церкви

Единство — принцип бытия Церкви

Сам Господь полагал целью Своего служения создание только одной в количественном отношении Церкви: " Я создам Церковь Мою… " (Мф.16,18).

Ап. Павел также мыслил Церковь как нечто нумерически единое: " мы многие составляем одно тело во Христе… " (Рим.12,5); " все мы одним Духом крестились в одно тело… " (1 Кор.12,13); " Одно тело и один дух…один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех… " (Еф.4,4-6).

Однако, единство Церкви есть нечто большее, чем только нумерическое единство. Церковь не просто одна, но едина, единство — принцип ее бытия. Таким образом, единство — не только количественная, сколько качественная характеристика Церкви. основанием внутреннего единства Церкви является то, " что она есть одно духовное тело, имеет одну главу Христа, и одушевляется одним Духом Божиим " (6).

Единство Церкви, как ее качественная характеристика, отличает Церковь от всех иных видов объединения людей, ибо Церковь — не просто общество единомышленников, и единство в церковном понимании не есть только сплоченность и единодушие. Церковное единство предполагает изменение самого образа бытия человеческой природы, его преображение из индивидуалистического выживания в единение по образу Лиц Пресвятой Троицы. О таком единстве молился Господь и Первосвященнической молитве: " да будет все едино, как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе " (Ин.17,21).

Внешнее выражение единства Церкви

Внутреннее единство Церкви имеет и свои внешние проявления:

1. единство православной веры, исповедание одного и того же Символа веры;

2. единство таинств и богослужения;

3. единство иерархического преемства епископата;

4. единство церковного устройства, единство церковных канонов (7).

Хотя Православная Церковь не имеет единого видимого главы, существование многих поместных православных Церквей не противоречит учению о единстве Церкви, поскольку " это…суть части единой Вселенской Церкви. отдельность видимого устройства их не препятствует им духовно быть великими членами единого Тела Церкви Вселенской, иметь единую главу Христа и единый дух веры и благодати " (8).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: