Во-вторых, должны сохраняться благодатные дары Духа Святого, которые Церковь в лице апостолов получила в день Пятидесятцицы. Это преемство даров Святого Духа передается через священное рукоположение, поэтому вторая сторона апостольской Церкви — это непрерывное преемство от апостолов богоучрежденной иерархии, которая верна апостольскому Преданию в учении, в священнодействии и в основах церковного устройства.
Церковная иерархия или священноначалие ведет свое начало " от Самого Иисуса Христа и от сошествия на Апостолов Святого Духа и с тех пор непрерывно продолжается чрез преемственное рукоположение в таинстве Священства " (23).
В день Своего Воскресения из мертвых Господь, дунув на учеников, сказал им: " приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся " (Ин.20,23).
Эти слова Спасителя можно рассматривать как поставление апостолов на служение и как дарование Церкви в лице Двенадцати даров Духа Святого, необходимых для совершения священнодействий. Установленное Господом церковное служение актуализовалось в день Пятидесятницы, ибо только после сошествия Святого Духа на апостолов стало возможным совершение таинств. О богоустановленности иерархического служения свидетельствует ап. Павел: " …Он (Христос) поставил одних Апостолами, …иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения… " (Еф.4,11-12).
|
|
Непосредственными преемниками и продолжателями служения апостолов являются епископы. Апостолы передали им все благодатные дары, необходимые для иерархического служения (24). Епископами поставляются на служение пресвитеры и диаконы.
Учитывая особую важность епископского служения, Церковь всегда тщательно следила, чтобы сохранялась преемственность епископата, восходящая к апостолам, чтобы не было самосвятства. Свщмч. Ириней Лионский во второй половине 2 в. писал: " Мы можем перечислить тех, кто от апостолов поставлен епископами в Церквах и их преемников даже до нас " (25).
Высшим священноначалием, которое может простирать свое действие на всю Кафолическую Церковь, является Вселенский Собор (26).