Церковь ветхозаветная была ограничена и пространством, и временем, и народом. Церковь Христова не ограничена местом, апостолам Господь сказал: " идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари " (Мк.16,15).
Согласно ап. Павлу, благовествование " пребывает…во всем мире " (Кол.1,5-6).
Христианская Церковь не ограничена также и временем и будет стоять вечно, " врата ада не одолеют ее " (Мф.16,18). Сам Господь Иисус Христос пребудет с верными " до скончания века " (Мф.28,20). Утешитель, Дух Святой, также будет пребывать в Церкви " во век " (Ин.13,16). Принесение бескровной Жертвы будет продолжаться до Второго Пришествия Христова (1 Кор.11,26).
Новозаветная Церковь не ограничивается и никаким народом, в ней " нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос " (Кол.3,11).
Спаситель заповедал апостолам учить и крестить " все народы " (Мф.28,19).
В "Пространном Катихизисе" говорится, что Церковь называется Соборной или Кафолической потому, " что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов " (16).
|
|
Вышеприведенное определение соборности следует признать недостаточным. "Пространный Катихизис" фактически отождествляет понятия "кафоличности" и "вселенскости", которые достаточно четко различаются в современном православном богословии. Вселенскость как фактическая всеобщность и потенциальный универсализм есть " следствие, необходимо вытекающее из соборности Церкви и неотделимо с соборностью Церкви связанное, так как это есть ни что иное, как ее внешнее материальное выражение " (17).
Различие между "соборностью" и "вселенскостью" состоит в том, что понятие "вселенскость", являясь характеристикой Церкви как целого, неприменимо к ее частям, тогда как "соборность" может относиться как к целому, так и к частям. Свщмч. Игнатий Богоносец еще в начале 2 в. писал: " где Иисус Христос, там кафолическая Церковь "(18).
В.Н.Лосский считает, что соборность есть свойство, которое выражает в строе церковной жизни образ жизни Триединого Бога. Бог един, но каждое Божественное Лицо есть Бог, обладающий всей полнотой Божественной сущности. также и " Церковь кафолична, как в своей совокупности, так и в каждой из своих частей. Полнота целого — не сумма ее частей, так как каждая часть обладает той же полнотой, что и ее целое " (19).
Иначе говоря, каждая поместная община обладает той же полнотой благодатных даров, что и вся Церковь в целом, ибо в ней в той же полноте присутствует Тот же Христос.
|
|
Таким образом, кафоличность не столько количественная, сколько качественная характеристика Церкви. Свт. Кирилл Иерусалимский говорит, что " Церковь Соборною называется потому, что:
1. находится во всей вселенной…;
2. в полноте преподает все то учение, которое должны знать люди…;
3. весь род человеческий приводит к истинной вере…;
4. повсеместно врачует и исцеляет все роды грехов…;
5. имеет в себе всякий вид совершенства, являющийся в делах, словах и во всяких духовных дарованиях " (20).
Таким образом, соборность означает, во-первых, целостность, неповрежденность хранимой Церковью истины и, во-вторых, полноту благодатных даров, которой обладает Церковь, причем эта целостность и полнота относятся как к Церкви в целом, так и к каждой из ее частей в отдельности. Иными словами. Соборность Церкви выражается в том, что каждый человек в любом месте во всякое время, независимо ни от каких индивидуальных особенностей и внешних условий, может получить в Церкви все необходимое для спасения.
Такое понимание соборности как качественной характеристики Церкви отчасти присутствует и в "Пространном Катихизисе", где говорится, что Кафолическая Церковь имеет то важное преимущество, " что Господь пребудет с нею до скончания века, что в ней пребудет слова Божия о Христе Иисусе во все роды века, что, следственно, она никогда не может ни отпасть от веры. ни погрешить в истине веры, или впасть в заблуждение " (21).