Жизнь Бога есть гармоническое единство, деятельность всех сил Божиих находится в гармонии, и ни одна из сил не превышает другую, ибо каждая имеет признак беспредельности. Собственно в этом и состоит верховное благо. Любовь к благу в Боге совпадает с самим его обладанием, а, следовательно, Богу от вечности свойственно неизменное всеблаженство (38) — "... блаженство в деснице Твоей вовек" (Пс.15,11). "Блаженным" называет Бога и ап. Павел (1Тим.1,11; 6,15).
Благость
Будучи всеблаженным, Бог открывает Себя и вовне существом всеблагим и любящим, дарует тварям столько благ, сколько нужно для их блаженства, сколько они могут принять по природой состоянию(39). Творение мира и все промыслительные о нем действия суть проявления благости Божией.
Благость Божия распространяется и на существующее без изъятия:
"благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его" (Пс. 144,9).
Со свойством благости Божией тесно связаны такие свойства как любовь и милость, представляющие собой частные аспекты свойства благости.
|
|
Любовь есть благость в отношении к личностным существам: людям и ангелам.
Милость есть проявление благости к падшему человечеству, к грешникам. Иначе говоря, милость — это любовь по снисхождению, к тем, кто любви не заслуживает. Таким образом, милость сближается со свойством долготерпения.
Правда
"Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника" (Пс.10,7).
Бог есть полнота совершенства, и Он требует совершенства и от Своего творения.
"Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный" (Мф.5,48).
Для достижения этой цели Бог дает человеку нравственный закон, ведущий исполняющих его к совершенству. При этом исполнение закона Богом награждается, а нарушение наказывается. Таким образом, в правде Божией различают две составляющих: правду законодательную и правду мздовоздаятельную. Бог является одновременно и Законодателем, и Судией:
"Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить" (Иак.4,12).
Однако, окружающая действительность порой заставляет усомниться в том, что Бог есть существо, которому присуща абсолютная правда. В частности, это проявляется в том, что грешники нередко благоденствуют, в то время как люди праведные терпят различного рода лишения. На такого рода недоразумения можно возразить следующее:
-нельзя ограничивать правосудие Божие только пределами земной жизни
-человек есть существо, обладающее свободной волей, поэтому счастье и бедствия людей в значительной степени зависят от них самих;
- с христианской точки зрения страдания не являются абсолютным злом, то есть, будучи злом по своему существу, они могут приводить к благим последствиям, например, к покаянию, исправлению жизни и очищению души;
|
|
- сравнение благоденствующих грешников и страдающих праведников обычно производится по каким-либо внешним проявлениям, внутреннее состояние людей при этом игнорируется.
Люди праведные, даже находясь в стесненных обстоятельствах, могут наслаждаться Царством Божиим, которое внутри нас есть (Лк.17,21). И напротив, человек, ведущий греховный образ жизни, по-настоящему не может быть счастлив:
"Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое " (Рим.2,9).
Всякий грех уже заключает в самом себе и наказание. В основании мира лежит непреложный нравственный закон: "Что посеет человек, то и пожнет " (Гал.6,7).
Поэтому праведная жизнь всегда связана с предвкушением будущего блаженства, а жизнь греховная - с предвкушением будущих мучений(40).