Предопределение Божие

В "Пространном Катихизисе" сказано, что "изволение Божие о назначение человека к вечному блаженству... именуется предопределением Божиим ". Далее говорится, что " предопределение Божие о блаженстве человека... пребывает неизменным. Потому что Бог, по предвидению и бесконечному милосердию Своему, и для уклонившегося от пути блаженства человека предопределил открыть новый путь к блаженству, чрез Единородного Сына Своего Иисуса Христа"(123).

Ап. Павел говорит, что Бог "избрал нас в Нем (во Христе прежде создания мира" (Еф. 1, 4).

Следует различать "предопределение Божие в отношении к человекам вообще и к каждому порознь".

Предопределение в отношении всего человеческого рода безусловно: "Бог предопределил всем человекам даровать и действительно даровал, предваряющую благодать и верные средства к достижению блаженства "(124).

"От Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия "(2 Пт. 1, 3).

Предопределение в отношении каждого отдельного человека имеет два момента:

а) безусловный, состоящий в том, что Бог вне зависимости ни от чего дарует всякому человеку все необходимое для его спасения;

б) условный, состоящий в том, что Бог определяет участь человека в зависимости от того, как он пользуется дарованными ему средствами.

Условное предопределение основывается на вечном предведении Божием.

"Бог все предвидит, но не все предопределяет "(125), — говорит св. Иоанн Дамаскин. Человек также способен в определенной степени предвидеть события будущего, но человек находится в потоке времени, тогда как Бог пребывает в вечности, будущее для Него не существует, для Него все — настоящее. В тварном мире невозможно найти ни одной удовлетворительной аналогии, которая позволила бы понять, каким образом совершенное предведение Божие сочетается с человеческой свободой. Именно этой трудностью обусловлены ложные учения о предопределении, неоднократно возникавшие в истории религиозной мысли. Древние гностики и манихеи, некоторые деятели Реформации (Ж. Кальвин) учили о безусловном предопределении людей либо к вечному спасению, либо к вечной погибели. Это значит, что спасение и осуждение совершается без всякого участия самого человека, вне зависимости от направленности его воли (126). Такой фаталистический взгляд чужд Свщ. Писанию и учению Православной Церкви. Ап. Павел говорит, что Бог "хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины"( Тим. 2, 4).

Нигде в Свщ. Писании не говорится о предопределении к погибели, но только ко спасению. В "Послании Восточных Патриархов" сказано, что Бог не мог "одних оправдать, а других оставить и осудить без причины, ибо это не свойственно Богу, общему всех и нелицеприятному Отцу <...> Но поелику Он предвидел, что одни хорошо будут пользоваться своей свободной волен, а другие худо, то посему одних предопределил к славе, а других осудил".(127)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: