Примечания. Глава 1

1. Петр, архим., с. 75.

2. Пространный Христианский Катихизис…, с.20.

3. Там же, с.21.

4. Писания мужей апостольских, с.119-121.

5. Пространный Христианский Катихизис…, с.21.

6. Цит. по: Макарий (Булгаков), архиеп., т.1, с.77.

7. Там же, с.75.

8. Там же.

9. Свщмч. Ириней Лионский. Против ересей, кн.2, гл.1, с.62.

10. Пространный Христианский Катихизис…, с.21.

11. Яннарас Х., с.62.

12. Цит. по: Флоровский Г. Восточные отцы 4 в…., с.138.

13. Слово 28//Творения, т.3, с.283.

14. Яннарас Х., с.82.

15. Цит. по: Флоровский Г. Восточные отцы 4 в…., с.138.

16. Письмо к Амфилохию//Творения, т.3, с.283.

17. Цит. по: Левшенко Б., с.21.

18. Цит. по Алипий…, с.68.

19. Имманентный — находящийся внутри границ опыта, доступный для восприятия и познания.

20. Обожение — богословский и аскетологический термин. Означающий теснейшее соединение человека с Богом. " Присутствие Бога в свободно созданной качественной определенности нравственного характера есть его обожение " (Попов И.В., проф. Идея обожения в Древне-Восточной Церкви. М., 1909, с.33).

Собственно с человеческой стороны обожение есть единение человека с Богом и включает в себя:

— нравственное соединение, то есть преобретение человеком добродетелей (мудрость, любовь), уподобляющих человека Божественным свойствам (там же, с.29);

— интеллектуальное единение, то есть " то внутреннее единство, которое устанавливается между познающим субъектом и познаваемой истиной " (там же);

— энергийное единение, то есть проникновение души и тела нетварными Божественными действованиями, вследствие чего человек становится нетленным и возвышается в своих совершенствах (например, обогащается ведением предметов духовных и ведением будущего) (там же, с.27)

При этом единении сохраняются:

— личностная самотождественность человека (там же, с.14);

— самотождественность человеческой природы, которая не прелагается в Божество, полностью сохраняя свои существенные свойства (с.7-8).

21. Об учении свт. Григория Паламы — В. Лосский. Паламитский синтез//Боговидение, с.109-122.

22. Цит. по: Флоровский Г. Восточные отцы 4 в…., с.138.

23. Цит. по: Макарий (Булгаков), архиеп., т.1, с.95.

24. Там же, с.96.

25. Цит. по: Флоровский Г. Восточные отцы 4 в…., с.144.

26. Цит. по: Макарий (Булгаков), архиеп., т.1, с.145-147.

27. См.В.Лосский, Очерк…, с.204-208.

28. Точное изложение…, кн.1, гл.13, с.25.

29. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия// Творения, т.1, с.470.

30. Пространный Христианский Катихизис…, с.21.

31. Точное изложение…, кн.1, гл.13, с.25.

32. Цит. по: Флоровский Г. Восточные отцы 4 в…., с.136.

33. Цит. по Алипий…, с.83.

34. Цит. по: Макарий (Булгаков), архиеп., т.1, с.114.

35. Дионисий. О божественных именах, с.295.

36. Цит. по: Макарий (Булгаков), архиеп., т.1, с.124,125.

37. Точное изложение…, кн.1, гл.13, с.31.

38. Левшенко, с.35.

39. Цит. по: Макарий (Булгаков), архиеп., т.1, с.135.

40. Там же, с.142-143.

41. Пространный Христианский Катихизис…, с.23.

42. Точное изложение…, кн.1, гл.13, с.20.

43. Цит. по: Макарий (Булгаков), архиеп., т.1, с.101.

44. Пространный Христианский Катихизис…, с.23.

45. Слово 1, т.1, с.458.

46. Записки на Книгу Бытия, цит.по Левшенко,с.42.

47. Шестоднев, беседа 9. Цит.по Макарий (Булгаков), архиеп., т.1, с.166.

48. Цит. по: Макарий (Булгаков), архиеп., т.1, с.169.

49. Очерк мистического…, с.138.

50. Цит.по Помазанский, с.40.

51. Тропарь Богоявления.

52. Цит.по Карсавин Л.П. Святые Отцы…, с.80.

53. Подробно о динамизме: Дюшен Л. История Древней Церкви, м., 1912, т.1, с.312-318; Болотов В.В, с.308-309; Карсавин Л.П., с.80-81; Поснов М.Э.История Христианской Церкви. Киев, 1991, с.149-150; Спасский А., История догматических движений, М., 1995, с.32-45.

54. Подробно о модализме см.: Болотов В.В., с.309-320; Карсавин Л.П., с.81-83; Поснов М.Э.История Христианской Церкви. Киев, 1991, с.150-152; Спасский А., История догматических движений, М., 1995, с.44-59, 110-115.

55. О доктрине Ария: Болотов В.В., с.309-320; Карсавин Л.П., с.88-94; Поснов М.Э.История Христианской Церкви. Киев, 1991, с.332-333, Спасский А., История догматических движений, М., 1995, с.169-173; Карташев А.В. Вселенские соборы, с.10-20; Цит. по: Флоровский Г. Восточные отцы 4 в…., с.8-12.

56. Великими каппадокийцами называют трех выдающихся богословов и церковных деятелей 4 в, трудами которых было создано и утверждено православное учение о Пресвятой Троице — свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского.

57. О троичном богословии Великих Каппадокийцев см.: Флоровский Г. Восточные отцы 4 в…., с.74-89; Болотов В.В, с.89-91; Карсавин Л.П., с.109-118; Поснов М.Э. История Христианской Церкви. Киев, 1991, с.360-363; Спасский А., История догматических движений, М., 1995, с.488-533.

58. Свт. Григорий Богослов. Слово 33//Творения, т.1, с.491.

59. О христианской концепции личности см. Лосский В.Н. Богословское понятие человеческой личности// По образу и подобию. М., с.106-128.

60. Слово 31//Творения, т.1, с.448.

61. Цит.по: Арсений, архиеп. Николай, мефонский епископ 12 в. и его сочинения//Христианское чтение. ч.1, с.11.

62. " …все естество Божеское совершенным образом находится в каждом из лиц Божества, все — в Отце, все — в Сыне, все — в Святом Духе ". — Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение…, кн.3, гл. 6, с.82. Согласно свт. Григорию Богослову, Божественные Лица " суть Три, в Которых Божество ".

63. Великие Каппадокийцы понимали Божественные Лица как " способы бытия " Божественной природы.

64. " …сущность же не имеет самостоятельного бытия, но усматривается в личностях " — св. Иоанн Дамаскин. Точное…, кн.3, гл.6, с.82.

65. Лосский В. Очерк.., с. 215-216.

66. Цит. по: Макарий (Булгаков), архиеп., т.1, с.255.

67. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение…, кн.1, гл. 8, с.16.

68. Там же, с.14.

69. Лосский В. Очерк.., с. 44,216.

70. Там же, с.216,219.

71. Пространный Христианский Катихизис…, с.24.

72. Воронов Л. Догматическое богословие, с.5-6.

73. Зороастризм// Философский словарь, с.152.

74. Воронов Л. Догматическое богословие, с.6.

75. Шестоднев, гл.2, п.3. Цит.по: Алипий…, с.161.

76. Макарий (Булгаков), архиеп., т.1, с.356.

77. Точное изложение…, кн.2, гл.2, с.29.

78. Макарий (Булгаков), архиеп., т.1, с.371.

79. Слова и речи. М., 1874, т.2, с.37.

80. Лосский В. Очерк.., с. 222.

81. Пространный Христианский Катихизис…, с.25.

82. Макарий (Булгаков), архиеп., т.1, с.377-378.

83. Пространный Христианский Катихизис…, с.25.

84. Точное изложение…, кн.2, гл.2, с.31.

85. Пространный Христианский Катихизис…, с.25.

86. Такого мнения держался блж. Феодорит Киррский. См.Левшенко, с.61.

87. О небесной иерархии, 6,7; Макарий (Булгаков), архиеп., т.1, с.397; Точное изложение…, кн.2, гл.1, с.31.

88. Макарий (Булгаков), архиеп., т.1, с.542-544.

89. Беседа на 33 псалом, по Левшенко, с.67.

90. Пространный Христианский Катихизис…, с.25.

91. Лосский В. Очерк.., с. 251.

92. Пространный Христианский Катихизис…, с.26.

93. Точное изложение…, кн.2, гл.4, с.32.

94. Св. Григорий Богослов. Песнопения таинственные, слово 6//Творения, т.2,с.30.

95. Точное изложение…, кн.2, гл.4, с.32.

96. Макарий (Булгаков), архиеп., т.1, с.405.

97. Там же, с.571-572.

98. Цит. по Алипий…, с.196.

99. Пространный Христианский Катихизис…, с.26.

100. В контексте христологических споров 7 в было установлено, что человек возникает одновременно из души и тела, поэтому более вероятно, что сотворение души и тела первого человека также совершилось одновременно.

101. Из духовного наследия преп. Серафима Саровского всея Россия чудотворца//ЖМП, 1973, №9, с.77.

102. Пространный Христианский Катихизис…, с.27.

103. Флоровский Г. Восточные отцы 4 в…., с.32-33.

104. Лосский В. Очерк.., с. 239.

105. Там же, с.89; также учил о дыхании жизни и прп. Серафим Саровский — Из духовного наследия…, с.78.

106. Лосский В. Очерк.., с. 239.

107. Воронов Л. Догматическое богословие, с.14.

108. Троицкий С.В., проф. Философия христианского брака. Киев, с.26.

109. Там же.

110. Изд.цит., с.113.

111. Педагог. М., с.35.

112. Флоровский Г. Восточные отцы 4 в…., с.157.

113. Там же.

114. Макарий (Булгаков), архиеп., т.1, с.453-454.

115. Там же, с.453.

116. Лосский В. Очерк.., с. 88.

117. Там же, с.91.

118. Толкование на книгу Бытия, т.1, с.21.

119. Лосский В. Очерк.., с. 91.

120. Воронов Л. Догматическое богословие, с.20-24.

121. Яннарас Х., с.100.

122. Пространный Христианский Катихизис…, с.28.

123. Там же.

124. Там же.

125. Точное изложение…, кн.2, гл.30, с.71.

126. Макарий (Булгаков), архиеп., т.1, с.516.

127. Послание Восточных Патриархов, гл.3, с. 148.

128. Точное изложение…, кн.2, гл.12, с.50.

129. Воронов Л. Догматическое богословие, с.26.

130. Пространный Христианский Катихизис…, с.27.

131. Там же.

132. К Автолику 2, 24// Раннехристианские отцы Церкви, с.488.

133. Пространный Христианский Катихизис…, с.29.

134. Точное изложение…, кн.2, гл.12, с.69.

135. На Ин., 9, Цит.по Макарий (Булгаков), архиеп., т.1, с.519.

136. Точное изложение…, кн.2, гл.29, с.68.

137. "О воскресении мертвых", Цит.по Макарий (Булгаков), архиеп., т.1, с.526.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: