Инструкция наблюдателю

(примерный макет)

Кто проводит исследование (наименование учреждения). Объект наблюдения, его общая характеристика. Цели и задачи наблюдения.

Принципы и требования, предъявляемые к методу наблю­дения.

.Инструментарий и технические средства, их краткая харак­теристика.

Порядок и правила выбора наблюдаемых ситуаций, регист­рации данных, заполнения карточек, протоколов, дневника.

Техника безопасности в случае проведения наблюдения в опасных условиях.

Сроки выполнения работ, сдачи документов.

Связь с организатором наблюдения.

Качества, знания, умения наблюдателя

Общая теоретическая подготовка — знание основ социоло­гии, социальной психологии.

Специальные знания объекта. Осведомленность о целях, со­держании, характере деятельности наблюдаемого объекта. Зна­ние его структуры, основных проблем. (Достигается знакомст­вом по литературе, в беседе со специалистами отрасли, в ходе специального инструктажа.)

Конкретное точное значение задач наблюдения (отрабаты­вается в ходе инструктажа упражнениями по самопроверке, те­стами).

Сосредоточенность внимания на выделенных параметрах объекта, оперативная память.

Аналитичность мышления, способность выделять в процессе восприятия объекта отдельные признаки.

Умение распределить внимание на одновременно возникаю­щие изменения ситуации. Способность реагировать на несколь­ко сигналов. (Возможно реагирование на одновременное дейст­вие девяти параметров. Оптимальное реагирование на пять— семь параметров наблюдаемой ситуации.)

Помехоустойчивость. Физическая выносливость. Эмоциональная устойчивость. Способность сохранять самообладание и условиях резкого изменения ситуации, не вмешиваться в ход действий наблюдаемой ситуации. Ролевая ориентация на тем­перамент, приближенный к типу флегматика. Терпеливость и настойчивость в сохранении позиции наблюдателя.

Пунктуальность. Точное следование поставленным задачам, своевременная регистрация данных, аккуратность заполнения методических документов.

Самоконтроль. Критичность оценок своих действий, способ­ность к коррекции, перестройке действий.

Стереотипность поведения, способность быть незаметным в среде наблюдения.

Общительность (для включенного наблюдения). Умение вой­ти в контакт с посторонними лицами, поддерживать общение (но при этом не вызывать интереса к себе со стороны наблю­даемых).

Тактичность и моральная ответственность. Наблюдатель не должен наносить вред тем, кого наблюдает. В соответствии с профессиональной этикой он должен пользоваться получаемы­ми сведениями лишь в научных целях и не разглашать их.

Техническая грамотность при использовании технических средств наблюдения.

Типичные ошибки в применении метода наблюдения в социологическом исследовании

1. Наблюдение начинается без специально подготовленной программы, ведется случайно.

2. Выделенные признаки наблюдения не связаны с проблем­ной ситуацией и гипотезой исследования.

3. В состав регистрируемых признаков наблюдения в кар­точку наблюдения не вошли часто повторяющиеся и довольно значимые свойства наблюдаемой ситуации.

4. Не введены ограничения на условия наблюдения, и на­блюдатели столкнулись в ходе наблюдения с принципиально различными ситуациями.

5. Введены только оценочные или только описательные ка­тегории наблюдения.

6. В терминологическом обозначении категорий наблюдения имеется двусмысленность, в одну и ту же категорию наблюде­ния попадают различные классы признаков.

7. Не подготовлены и не апробированы методические доку­менты, и в ходе сбора данных возникли трудности регистрации признаков.

8. В качестве наблюдателей выбраны лица, не прошедшие специальной подготовки. Не проведен инструктаж наблюдате­ли, не отрепетирована с ними процедура наблюдения.

9. Кодировка признаков карточки наблюдения не соответст­вует программе обработки данных.

10. Аудиовизуальные средства наблюдения не налажены на
процедуру наблюдения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Греч их и н В. Г. Лекции по методике и технике социологических иссле­дований. М., 1988.

2. Дружинин Н. К. Выборочное наблюдение и эксперимент. М., 1977.

3. Как провести социологическое исследование: в помощь идеологическому активу/Под ред. М. К. Горшкова и Ф. Э. Шереги. М., 1990.

4. Петров Э. П. Метод наблюдения в социологических исследованиях// Социол. исследования. 1975. № 2.

5. Рабочая книга социолога. М., 1983.

6. Рячиских И. А. Опыт использования включенного наблюдения для изучения жизни производственного коллектива//Социол. исследования. 1975. № 3.

7. Словарь прикладной социологии. Минск, 1984.

8. Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии//Маркс К., Эн­гельс Ф. Соч. Т. 2.

9. Ядов В. А. Социологическое исследование. М., 1987.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: