(примерный макет)
Кто проводит исследование (наименование учреждения). Объект наблюдения, его общая характеристика. Цели и задачи наблюдения.
Принципы и требования, предъявляемые к методу наблюдения.
.Инструментарий и технические средства, их краткая характеристика.
Порядок и правила выбора наблюдаемых ситуаций, регистрации данных, заполнения карточек, протоколов, дневника.
Техника безопасности в случае проведения наблюдения в опасных условиях.
Сроки выполнения работ, сдачи документов.
Связь с организатором наблюдения.
Качества, знания, умения наблюдателя
Общая теоретическая подготовка — знание основ социологии, социальной психологии.
Специальные знания объекта. Осведомленность о целях, содержании, характере деятельности наблюдаемого объекта. Знание его структуры, основных проблем. (Достигается знакомством по литературе, в беседе со специалистами отрасли, в ходе специального инструктажа.)
Конкретное точное значение задач наблюдения (отрабатывается в ходе инструктажа упражнениями по самопроверке, тестами).
|
|
Сосредоточенность внимания на выделенных параметрах объекта, оперативная память.
Аналитичность мышления, способность выделять в процессе восприятия объекта отдельные признаки.
Умение распределить внимание на одновременно возникающие изменения ситуации. Способность реагировать на несколько сигналов. (Возможно реагирование на одновременное действие девяти параметров. Оптимальное реагирование на пять— семь параметров наблюдаемой ситуации.)
Помехоустойчивость. Физическая выносливость. Эмоциональная устойчивость. Способность сохранять самообладание и условиях резкого изменения ситуации, не вмешиваться в ход действий наблюдаемой ситуации. Ролевая ориентация на темперамент, приближенный к типу флегматика. Терпеливость и настойчивость в сохранении позиции наблюдателя.
Пунктуальность. Точное следование поставленным задачам, своевременная регистрация данных, аккуратность заполнения методических документов.
Самоконтроль. Критичность оценок своих действий, способность к коррекции, перестройке действий.
Стереотипность поведения, способность быть незаметным в среде наблюдения.
Общительность (для включенного наблюдения). Умение войти в контакт с посторонними лицами, поддерживать общение (но при этом не вызывать интереса к себе со стороны наблюдаемых).
Тактичность и моральная ответственность. Наблюдатель не должен наносить вред тем, кого наблюдает. В соответствии с профессиональной этикой он должен пользоваться получаемыми сведениями лишь в научных целях и не разглашать их.
|
|
Техническая грамотность при использовании технических средств наблюдения.
Типичные ошибки в применении метода наблюдения в социологическом исследовании
1. Наблюдение начинается без специально подготовленной программы, ведется случайно.
2. Выделенные признаки наблюдения не связаны с проблемной ситуацией и гипотезой исследования.
3. В состав регистрируемых признаков наблюдения в карточку наблюдения не вошли часто повторяющиеся и довольно значимые свойства наблюдаемой ситуации.
4. Не введены ограничения на условия наблюдения, и наблюдатели столкнулись в ходе наблюдения с принципиально различными ситуациями.
5. Введены только оценочные или только описательные категории наблюдения.
6. В терминологическом обозначении категорий наблюдения имеется двусмысленность, в одну и ту же категорию наблюдения попадают различные классы признаков.
7. Не подготовлены и не апробированы методические документы, и в ходе сбора данных возникли трудности регистрации признаков.
8. В качестве наблюдателей выбраны лица, не прошедшие специальной подготовки. Не проведен инструктаж наблюдатели, не отрепетирована с ними процедура наблюдения.
9. Кодировка признаков карточки наблюдения не соответствует программе обработки данных.
10. Аудиовизуальные средства наблюдения не налажены на
процедуру наблюдения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Греч их и н В. Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М., 1988.
2. Дружинин Н. К. Выборочное наблюдение и эксперимент. М., 1977.
3. Как провести социологическое исследование: в помощь идеологическому активу/Под ред. М. К. Горшкова и Ф. Э. Шереги. М., 1990.
4. Петров Э. П. Метод наблюдения в социологических исследованиях// Социол. исследования. 1975. № 2.
5. Рабочая книга социолога. М., 1983.
6. Рячиских И. А. Опыт использования включенного наблюдения для изучения жизни производственного коллектива//Социол. исследования. 1975. № 3.
7. Словарь прикладной социологии. Минск, 1984.
8. Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 2.
9. Ядов В. А. Социологическое исследование. М., 1987.