Введение. Предлагаемые «Практические задания по сбору социологической информации» входят в комплект учебно-методических пособий по предмету ММСИ для второго курса

Предлагаемые «Практические задания по сбору социологической информации» входят в комплект учебно-методических пособий по предмету ММСИ для второго курса студентов социологов, в том числе «Методология и методика социологических исследований», части I и II, «Практикум по проектированию анкет», «Планы и литература к семинарским занятиям по курсу ММСИ». Все эти учебно-методические пособия имеются на кафедре «Теории и методологии социологии» в электронном варианте.

Использование студентами указанных пособий способствует углублению знаний и приобретению практических умений самостоятельно выполнять основные процедуры социологических исследований, повышать надежность и достоверность полученных данных, осуществлять их анализ, обоснованно интерпретировать результаты своих исследований и разрабатывать по ним практические рекомендации и организационные проекты.

Пособия предназначены для выполнения практических заданий на семинарских заданий и дома, в процессе подготовки курсовых и дипломных работ.

1. Практическое задание «Анализ документов»

1.1. Наиболее важные знания о процессах, происходящих в природе и обществе, люди черпают из документальных источников: средств печати, радио, телевидения, деловых документов. Это важнейшие источники человеческой культуры. Чем отличается применение документальной информации в научных целях от ее обычного массового использования? Почему данный метод имеет название анализа документов? Чем отличается использование документальной информации в естественных и общественных науках? Есть ли отличие применения данного метода в социологии и других общественных науках (в психологической, исторической, правовой и экономической наукам)? Если да, то в чем оно состоит?

1.2. В схеме 1.1. выделены особенности, преимущества и недостатки анализа документов в социологическом исследовании.

1) Прокомментируйте их, раскройте их содержание. Попробуйте дополнить выделенный перечень.

2)Попытайтесь сравнить особенности метода анализа документов с другими методами сбора социальной информации (наблюдением, опросом, социальным экспериментом)

3)Попробуйте показать: с помощью каких средств, процедур анализа документов обеспечивается более полное использование его достоинства? Чем и как ослабляется, компенсируется влияние его недостатков?

4)Какими другими методами сбора информации можно дополнить документацию, чтобы компенсировать каждого из перечисленных недостатков.

1.3. В схеме 2.2. представлена классификация видов анализа документов в социологии.

1)Раскройте их содержание и назначение.

2) Какие возможны сочетания, комбинирования методов
анализа документов? Попробуйте отобразить такие сочетания в
построенной вами классификационной схеме. Есть ли виды анализа документов, в сочетании которых имеются принципиаль­ные ограничения? Каковы они?

3) Попытайтесь аналогично схеме выделить особенности, преимущества и недостатки каждого вида анализа документов.

4) Попробуйте дополнить классификационную схему, предложив иные основания для классификации.

1.4. В схеме 1.3 представлены виды документов и источники документальной информации.

1) Дайте их общую характеристику, выделите особенности.

2) В каких видах анализа возможно применение каждого
вида документальной информации?

3) Где и как можно найти, получить каждый из представленных в схеме документов?

4) От чего зависит их надежность, достоверность информа­ции? В каких из их больше отражается на содержании пози­ция коммуникатора?

5) Какие виды документов взаимодополняют информацию? Что это за информация?

1.5.Обоснуйте тезис: без документальной информации нельзя обойтись ни в каком исследовании. На каких этапах социо­логического исследования и в каком виде возможно и необхо­димо использование документальной информации? В каких слу­чаях анализ документов может быть единственным методом сбора первичной социологической информации?

1.6.Исходя из темы исследования, которую группа сформулировала ранее, определите виды документальной информации, необходимые для разработки этой темы.

1) Обоснуйте возможность и необходимость использования
документальной информации в данном исследовании.

2) В каком виде возможно использование документальной
информации на всех этапах этого исследования?

3) Какими методами сбора первичной информации следует
дополнить в данном исследовании документальную информацию?

4. Отработка процедур проектирования классификатора, а также инструментов анализа

4.1.Какое значение имеет каждая из выделенных процедур проектирования классификатора?

4.2.Составьте классификаторы для анализа документов по
выбранной теме. Спроектируйте для этого исследования бланки
анализа и регистрационные карточки.

7. Отработка, анализ данных, полученных в ходе сбора информации

7.1.Какие отклонения от заданных требований разработанной вами программы анализа документов были допущены в ходе исследования? Почему они возникли?

7.2.Проведите статистическую обработку полученных дан­ных по схемам анализа, указанным руководителем занятия.

7.3.Постройте выводы по анализу показателей вашего ис­следования. Какие рекомендации вы можете дать на основе этих выводов?

Типичные ошибки анализа документов в социологическом исследовании

1. Исследователь использует документальную информацию в качестве первичной социологической информации без пред­варительного ее анализа; не проверены: подлинность, достовер­ность, авторство документа, назначение информации.

2. Анализ документов ведется без предварительного плана, программы.

3. Выбранные для анализа документы имеют сходство с те­мой исследования лишь по названию. Информация, содержа­щаяся в них, не связана с гипотезами исследования.

4. Категории анализа не сопоставлены со смысловым содер­жанием и языком текста документов. В терминологическом обо­значении категорий анализа имеется двусмысленность; в одну и ту же категорию анализа попадают существенно различаю­щиеся смысловые единицы текста.

5. Не подготовлены заранее и не апробированы методиче­ские документы сбора данных. Возникли трудности регистра­ции признаков.

6. Не проведен инструктаж среди регистраторов и кодиров­щиков, они не прошли специальную подготовку.

7. Кодировка не соответствует программе обработки данных.

8. Плохо организовано рабочее место регистратора.

9. Нет списка (каталога) документов, используемых в анализе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рабочая книга социолога. М., 1983.

2. Как провести социологическое исследование / Под ред. М. К. Горшкова и Ф. Э. Шереги. М., 1985.

3. Словарь прикладной социологии. Минск, 1984.

4. Саганенко Г. И. Надежность результатов социологического исследо­вания. Ленинград, 1983.

5. Б ах а рев В. А., Корякин Г. Н. Корреспонденция и делопроизвод­ство. М., 1971.

6. К о р я к о в а А. А., Д е р а В. Г. Основы научно-технической информа­ции. М., 1985.

7. О с и п о в а Г. Ф. Работа руководителя с документами. М., 1983.

8. Единая государственная система делопроизводства. (Основные положе­ния). М., 1974.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: