Тема № 5. Нарушения сенсорных функций у детей с ДЦП

План:

1.Роль сенсорных функций для последующего психического развития.

2.Тактильное восприятие у детей с ДЦП.

3.Нарушения слухового восприятия.

4.Нарушения зрительного восприятия.

5. Нарушения зрительно-моторной координации.

6. Нарушения пространственного анализа и синтеза.

Вместе с патологией двигательной системы существенную роль в недоразвитии восприятия играют сенсорные, интеллектуальные и речевые расстройства. Сенсорные расстройства включают нарушения зрительного, слухового, тактильного и кинестетического восприятия. Сенсорные функции имеют большое значение для становления познавательной деятельности, для формирования высших психических функций. У многих детей с ДЦП есть трудности пространственного анализа и синтеза, нарушения схемы тела, трудности словесного обозначения пространственных отношений.

Тактильное восприятие у многих может быть нарушено. Ощущения от касания пальцев предмета у таких детей нечёткие. Недостаточность тактильного восприятия может затруднить усвоение навыков написания. Поэтому необходимы специальные упражнения на тренировку тактильных ощущений. Вместе с трудностью выполнения движений имеется слабость ощущений этих движений, из-за чего не формируется правильное представление о движении. Слабое ощущение и затруднения с действий с предметами являются причиной недостаточного осязания, в том числе узнавания предметов на ощупь. Это препятствует становлению предметных действий, и отрицательно сказывается на общем уровне психического развития.

Слуховое восприятие может снижаться, особенно при наличии гиперкинезов. Характерно снижение слуха на высокочастотные тона. При этом есть характерное нарушение нарушения звукопроизношения. Ребёнок, который не слышит звуков высокой частоты (т, к, с, п, э, ф, ш), затрудняется в их произношении и в речи пропускает их или заменяет другими звуками. В дальнейшем отмечаются трудности при обучении чтению и написанию.

У некоторых недостаточность фонематического слуха: они не различают звуки близкие по глухости-звонкости, мягкости-твёрдости. Например, коса – коза, том – дом, шалаш – залась, почка – дочка- бочка. Любое нарушение слухового восприятия приводит к задержке речевого развития. У некоторых есть повышенная чувствительность к звукам, они вздрагивают при любом неожиданном звуке, дифференцированное восприятие звуков у них недостаточное.

Зрительное восприятие. У здорового младенца к концу третьей недели наблюдается согласованный поворот обоих глаз и сведение их осей на фиксируемом объекте. Движущийся перед глазами предмет младенец прослеживает, когда ему 30-32 дня. Яркие и красочные предметы привлекают его больше чем бесцветные. У ребёнка с ДЦП зрительное восприятие нарушается за счёт ограниченного движения глаз, нарушений фиксаций взора, снижения остроты зрения, поэтому ему трудно отыскать взглядом предмет, рассматривать его и прослеживать его перемещение.

Длительное, вынужденное положение в постели, нарушение движений глаз ограничивает поля зрения у таких детей. Недостаточное предметное восприятие зависит от отсутствия у больных детей предметных действий.

Слабовидение и слепота встречается примерно у 10% детей с ДЦП. У 20-30% отмечается косоглазие, двоение в глазах, нарушение согласованности движений, птоз, нистагм. Такие отклонения зрительного анализатора приводят к дефектному и искажённому восприятию предметов и явлений.

Некоторые дети при наличии внутреннего косоглазия привыкают пользоваться ограниченным полем зрения. Например, при большом поражении движений левого глаза ребёнок может выработать привычку игнорирования левого поля зрения. Он рисует и пишет только на правой стороне, при рассматривании картинок видит только изображение справа.

Нарушения зрительно-моторной координации. Для формирования предметно-практической и познавательной деятельности важно иметь согласованность движений руки и глаза. При поражении двигательной сферы в том числе мышечного аппарата глаз у детей с ДЦП нет согласованных движений руки и глаз, особенно если есть неправильные установки тела, головы и конечностей. В этом случае дети не в состоянии следить глазами за своими движениями, что препятствует развитию манипуляций, конструирования, рисования, а в дальнейшем тормозит формирование учебных навыков.

Зрительно-моторная координация особенно важна на начальном этапе обучения чтению, когда движением пальцем ребёнок прослеживает глазами, указывает и определяет последовательность букв, слогов, слов. Техника и плавность чтения формируются на этой основе. Такие ученики не удерживают рабочую строку в тетради или при чтении, так как соскальзывают с одной строки на другую, вследствие чего не могут понять смысл прочитанного и проверить написанное. Несогласованность моторно-зрительной координации проявляется при овладении навыков самообслуживания и труда. Таким ученикам очень трудно правильно расположить материал, произвести разметку, расположить выкройку. Особую сложность представляет раскрой и выточка отдельных деталей изделия, а также выполнение упражнений на уроках физкультуры.

Нарушения пространственного анализа и синтеза. У детей с нарушенной фиксацией взора, с недостаточным прослеживанием предмета и ограничением полей зрения бывают выраженные пространственные нарушения. Дети затрудняются в определении правой и левой сторон, в показе частей тела. Такое нарушение схемы тела выражено при поражении левых конечностей. Ребёнок с трудом воспринимает, запоминает части своего тела, долго путается в определении направления. Как правило, и другие пространственные представления, такие как вверху, внизу, слева, справа, сзади детьми не усвоены. Им трудно из частей сложить целое при складывании картинок, при сооружении построек из кубиков. У некоторых проявления зеркальности при рисовании и написании. Дети затрудняются в воспроизведении букв, цифр, испытывают трудности при рисовании, лепке из пластилина, конструировании. Это проявляется при овладении навыков самообслуживания, при чтении, на уроках физкультуры. Все эти затруднения усиливаются при сочетании с недостаточностью зрительно-моторной координации. Они длительное время затрудняются в различении правого и левого ботинка, в определении правого и левого рукава одежды, иногда путают верх и низ. В старших классах эти затруднения проявляются при изготовлении изделий на уроках столярного, слесарного, швейного и картонажного дела. Особую трудность для детей представляет овладение геометрией, тригонометрией, требующими умения представить отдельные фигуры и выполнять их чертежи. У некоторых затруднения при освоении географии из-за недостаточной сформированности воображения и памяти, наиболее ярко это проявляется при работе с контурными картами.

Литература:

1.Журба Л.Т. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни. – М., 1993.

2.Симонова Н.Ф. Формирование пространственно-временных представлений у детей с ДЦП//Дефектология. 1981. № 4.

3.Шамарин Т.Г. Возможности лечения детских церебральных параличей/Т.Г.Шамарин, Г.И.Белова.- Элиста, 1999.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: