Тема №4 Нарушения двигательных функций у детей с ДЦП

Вопросы:

1.Чем обусловлено изучение двигательной сферы детей с ДЦП.

2.Какие патологические позы есть у детей с ДЦП.

3.К чему приводит наличие патологических поз у детей с ДЦП.

4.К чему приводит патология мышечного тонуса.

5. Из-за чего нарушено написание и как оно нарушается.

6.Дефекты моторики при овладении бытовыми и трудовыми навыками.

7.С какими трудностями сталкиваются дети на физкультуре.

8.Почему наряду с моторикой нарушаются психические функции.

Многие исследователи связывают нарушения познавательных процессов при ДЦП с недоразвитием моторики. Подчёркивается, что нарушения восприятия предметов, пространственной ориентировки обусловлены двигательной недостаточностью, и с увеличением тяжести дефекта эти нарушения более выражены. Поскольку ведущим дефектом являются двигательные нарушения, мы рассмотрим формирование двигательной сферы при этой патологии.

Особенностью двигательных нарушений при ДЦП является то, что они существуют с рождения, связаны с сенсорными расстройствами, особенно с недостаточностью ощущений собственных движений. Это влияет на весь ход формирования нервно-психических функций ребёнка.

У детей задержано или нарушено формирование всех двигательных функций: удержание головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипуляций. Большие вариации в сроках развития двигательных функций связаны с формой и тяжестью заболевания, состоянием интеллекта, с временем начала лечебно-коррекционной работы.

Для развития произвольных движений, навыков и умений нужна согласованная работа мышц. Они всегда работают в определённых схемах, регуляцию которых осуществляет ЦНС. Примером нормального движения является присаживание из положения лёжа на спине: сгибание головы к груди происходит одновременно со сгибанием и округлением спины, что позволяет сесть. Если лёжа на спине прижать голову к подушке, спина выпрямляется, напрягается, а присаживание становится невозможным. При ДЦП это ребёнок сделать не может. Таким образом, поражение ЦНС нарушает работу мышечных схем произвольных движений, что нарушает формирование двигательных навыков. Неправильные схемы движений могут закрепиться и приводить к формированию патологических поз тела и конечностей.

Наиболее часто встречаются следующие неправильные позы:

1) Голова поднята вверх и запрокинута назад, руки напряжены и разогнуты, спина разогнута. Эта поза затрудняет присаживание, тормозит развитие прямостояния, ходьбы, манипуляций. Это препятствует самообслуживанию, овладению учебными и трудовыми навыками.

2) Голова повёрнута вправо, правая рука и нога разогнуты, а левые – согнуты; или наоборот. Эта поза приводит к тому, что нельзя согнуть руку, к которой обращено лицо. При этом ребёнок не может рассмотреть взятый в руку предмет. У него не формируется важная для психического развития совместная деятельность руки и глаза, т.е. зрительно-моторная координация. Это препятствует развитию произвольных движений, самообслуживания, написания и познавательной деятельности.

3) Голова опущена на грудь, руки и ноги согнуты. Эта поза затрудняет прямостояние, ходьбу, манипуляции. В школе трудно овладеть навыками учёбы и труда.

Все указанные позы препятствуют развитию движений и навыков самообслуживания и мешают в овладении предметно-практической деятельностью.

Если неправильные позы и схемы движений выражены слабо, то их влияние проявляется только при более сложных двигательных процессах. Однако во всех случаях особенностью двигательных расстройств является зависимость нарушений движений в конечностях от положения головы.

При нерезко нарушенном мышечном тонусе отмечаются апраксии. Такие дети с трудом осваивают навыки самообслуживания: одевания, раздевания, застёгивания, зашнуровывания и т.д. Многие затрудняются рисовать, конструировать. Праксис приобретается только в результате опыта.

Основными проявлениями ДЦП являются замедленность и несформированность навыков и умений в учёбе и труде. На первых этапах обучения отмечаются неустойчивая ходьба, плохая координация движений, нарушения равновесия, необычные позы тела, конечностей и головы. У некоторых имеются гиперкинезы головы, рук, лицевых мышц, усиливающиеся при волнении, испуге, при попытках выполнить действия.

Трудности при овладении написанием связаны с несформированностью или нарушением хватательной функции кисти, затрудняющими захват и удержание. Акт написания, требующий плавного движения кисти, нарушен за счёт слабости мышц, расстройств тонуса, насильственных движений, отсутствия последовательного сокращения и расслабления мышц кисти. Такие дети держат ручку неправильно, часто в кулаке, написание выполняется за счёт кисти, а иногда всей рукой. Пальцы при этом напряжены, неподвижны и плотно сжимают ручку. Из-за этого дети пишут очень медленно, неразборчивым почерком, буквы прыгают, неравномерны по величине, не соблюдаются строчки. Трудно соединение отдельных элементов букв в целое, резко нарушается плавность.

Выделяется два типа неправильного написания. В одном случае начинают писать с достаточной силой и нормальными по величине буквами, затем их размер изменяется, строки спускаются вниз, разборчивость нарушается. В другом - пишут мелкими буквами почти без нажима, затем размеры букв и сила нажима увеличиваются.

Неравномерность написания выражена у детей с гиперкинезом. У них при хорошем начале строки внезапно написание обрывается и идёт волнистая, прерывистая линия вверх или вниз, часто с прорывом страницы. Акт написания формируется крайне медленно. При уже сформированном написании, но при больших объёмах письменных работ или увеличении скорости написания эти дефекты могут проявляться.

Дефекты моторики проявляются при формировании трудовых и бытовых навыков. На уроках труда такие дети без специальной коррекции затрудняются работать с пластилином: не могут его раскатать, разделить на части, слепить фигурки. Особые трудности они испытывают при работе с природными материалами и бумагой. Всё это из-за трудностей захвата и удержания, гиперкинезов и невозможности соразмерять мышечные усилия с двигательной задачей.

Особые затруднения проявляются на уроках физкультуры. Они не могут правильно принять исходное положение, сохранять устойчивость в статическом положении, выполнять упражнения нужной амплитуды, делать движения слитно и в нужном темпе, согласовывать движения рук, туловища и ног. Есть трудности при упражнениях с предметами, нарушена точность передачи и броска. Нарушения двигательной сферы затрудняют или делают невозможным бег, прыжки, лазанье и др. Нередко у них при выполнении упражнений нарушается дыхание. Они не могут пройти в шеренге, выполнять движения на скорость и координацию.

Итак, двигательные расстройства отрицательно влияют на весь ход их психического развития, формирование навыков самообслуживания, учебной и трудовой деятельности.

Литература:

1.Журба Л.Т. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни. – М., 1993.

2.Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. – М., 1973.

3 Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. – М., 2000.

4.Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. – М., 1991.

5.Семёнова К.А. Лечение двигательных расстройств при ДЦП. – М., 1979.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: