Разум и свободная воля реальны или это пустая иллюзия?

Способен ли разум к познанию за рамками материального мира? И если да, то как он может познать то, чем он не является? Свободная воля реальна или это иллюзия? Почему невинные страдают? Наша судьба или качество жизни определяются обстоятельствами нашей окружающей среды и биологией? Если мы утверждаем, что Бог есть реальность вне нас, превосходящая свое творение, то мы ставим под сомнение спосбность разума к познанию. Если, с другой стороны мы утверждаем, что Бог — это мы, то мы ставим под сомнение свободную волю, нравственные отличия между правильным и неправильным, а также значимость существования. Похоже, что разум и свободная воля являются базовыми элементами при рассмотре-нии парадоксального вопроса о Боге и происхождении ВселеННОЙ.

Любопытно, что все, что мы можем сказать о боже-ственности, имеет колоссальное значение для нашего понимания и определения природы самого человека. Концепция Бога и божественного неизменно связана с концепцией «Я». Поскольку человеческая личность является субъектом, рассуждающим о Боге, то неиз-бежно что все, сказанное о его тайнах, проявит и от-разит восприятие и понимание, свойственные самому субьекту. Даже в случае божественного откровения, переданного божеством своему творению, неизбежно и особенности восприятия и интерпретации этого откровения его получателем. В качестве примера возьмем христианство. Если Бог един, а Иисус Христос принес его божественное откровение человечеству, как возможно, что появилось столько интерпретаций одного и того же послания, что привело к созданию стольких враждующих церквей и вероисповеданий? Послание прошло через фильтры человеческого восприятия. Более того, послание соответствует человеческому пониманию и обращено к нему, поскольку в нем одинаково сильна как человеческая составляющая, так и божественная.

С точки зрения истории война американцев за независимость и Французская революция были вдохновлены определенным набором возникших в то время идей о требовании и провозглашении для каждого человеческого существа «свободы, равенства и братства» — liberte, egalite, fraternite! Эти идеи преобразовали представления человека о самом себе*. Люди стали свободными гражданами, а не подчиненными высшей власти или коронованной особы, назначенной Богом. Как следствие, в ходе промышленной революции начался расцвет науки и технологий. Рождавшееся осознание свободы и равенства распространилось по всему миру.

Одним из величайших достижений этого движения стал включенный в Конституцию США Билль о Правах**, который защищает врожденное право каждого человека на свободу и жизнь. Любопытно, что в самом первом предложении Билля о Правах говорится о свободе религии и веры. Ясно, что Конституция не провозглашает приверженности ни одному отдель-ному религиозному верованию или философскому объяснению природы реальности. Вместо этого го-ворится о том, что врожденное человеческое право и способность самостоятельно выбирать для себя наиболее подходящие и надежные источники знания, ис-тины и смысла являются определяющим признаком к человеческой личности, который подлежит защите в первую очередь. Эти права, характеризующие человеческую личность, были признаны на международном уровне 10 декабря 1948 года, когда Генеральная Ассамблея ООН приняла и провозгласила Международную Декларацию Прав Человека. В первой же статье этой декларации говорится: «Все человеческие существа рождаются свободными и равными в достоинстве и правах. Они наделены разумом и сознанием и должны взаимодействовать друг с другом в духе братства». Это изначальнoe утверждение явно отражает идеи «свобо-ды равенства и братства» Французской революции, Любопытно проследить, как идея о свободе религии и гласности Билля о Правах США обрела форму в принципах свободной воли и способности мыслить, провозглашенных в первой статье декларации Соеди-ненных Штатов.

* Стивен Крейс в своей лекции о Французской революции, подготовленной для Атлантического университета Флориды в 1990-е годы, утверждал: «На руинах старого режима — или старого порядка — возникла новая эра, которая, похоже, осознала высокие идеалы Просвещения. Идеи были гениальными, и они были оптимистичными, от начала и до конца. Человек вступил в фазу человеческой истории, характеризовавшуюся эмансипацией и освобождением от предрассудков, суеверий, жестокости и религиозного фанатизма. Свобода одержала победу над тиранией. Создавались новые институты, основанные на принципах разумности и справедливости, а не авторитарности и слепой веры. Преграды на пути к свободе, освобождению, равенству и братству были сметены. Человек был освобожден от духовных страданий и теперь вершил историю». Сейчас профессор Стивен Крейс читает лекции в Колледже Мередит в Роли (штат Северная Каролина).

** Первые десять поправок к Конституции, принятой 15 декабря 1791 года.

Альтернатива парадоксу политеизма и атеизма, предложенная Рамтой

Философский подход Аристотеля, включенный в христианскую теологию Фомы Аквинского в Средние века благодаря арабским философам Авиценне и Авероэсу выделяет наиболее ценные качества, характеризующте человечество как уникальный вид. Этими качествами является человеческая сила разумно мыслить и действовать исходя из свободной воли. И все же, как мы показывали ранее, эти два человеческих свойства неизменно обусловливаются различными представлениями о реальности Бога: политеизмом, монотеизмом, пантеизмом, атеизмом, материализмом и натурализмом. Вера во внешнего Бога, являющегося первичным и абсолютным источником всего сущего, явно противопоставляется материализму и теории естественной эволюции. Рамта предлагает альтернативный взгляд на обе эти крайности.

Рамта ставит под сомнение базовые предпосылки всех этих традиций, подчеркивая идею о том, что сокровенная тайна нашего существования напрямую связана с истинной природой человека, его «Я», а не кроется в загадочном и совершенно отличном истоке человеческого «Я», не имеющем имени, — Боге. Пользуясь словами Аристотеля, первоисток Вселенной, «первопричина динамического движения, перемен» (то o6ev n архп тпс, x'vnaecoc,) — это, согласно Рамте, не самодостаточное божество или разум, отделенный от нас, а непроявленное явное, наше истинное «Я».

Рамта часто резюмирует свое послание утверждением: «Вы — Боги. Вы — забытые Боги». Тем не менее нужно прояснить, что использование Рамтой термина «Боги» или «Бог» не подразумевает приверженность традиционному политеистическому мировоззрению, а также не соответствует оно ни монотеистическому, ни пантеистическому взгляду на реальность. Совершенно определенно, что Рамта не является атеистом в своем учении, поскольку он постоянно прибегает к идее «Бога», делая ее центральной частью своего послания. Но тогда что он такое и что он хочет сказать, используя это противоречивое, многогранное понятие? Чтобы понять значение космологии Рамты,будет полезно сравнить ее с другими весомыми философскими направлениями. Взгляд Рамты — это не сочинение или комментарий к другим философиям, написанный в рамках их контекста. Он использует множество терминов и концепций из других традиций и заново интерпретирует их, чтобы объяснить свой взгляд. Вот почему важно понять смысл других концепций, обычно используемых для объяснения природы реальности. Давайте кратко изучим основные идеи различных философий, дающих определе-ние человеческому «Я».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: