Составление реабилитационных программ

Индивидуальная программа реабилитации – это перечень различных методов медицинского, бытового и социального характера, направленных на достижение конкретной цели реабилитации конкретного больного или инвалида. Другими словами, индивидуальная программа реабилитации – это комплекс оптимальных для больного, инвалида, в том числе ребенка-инвалида, реабилитационных мероприятий, включающих в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок их реализации, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей больного или инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Программа реабилитационных мероприятий учитывает индивидуальные особенности человека, степень выраженности последствий заболевания или травмы, время, прошедшее от начала возникновения данной патологии, степень восстановления нарушенных функций до составления данной программы, наличие сопутствующих заболеваний, разносторонность профессиональной подготовки, квалификационный уровень, установку на продолжение трудовой деятельности и многие другие факторы.

На всех этапах реабилитационной программы предусматривается обращение к личности больного, сочетание биологических и психосоциальных форм лечебного восстановительного воздействия. Для ее составления необходимо учитывать весь комплекс изменений (морфологических, физиологических, психологических) и руководствоваться правилами, которые предусматривают:

− партнерство врача, реабилитолога и пациента;

− определение реабилитационного потенциала больного, особенно его двигательных возможностей;

− разносторонность воздействий, т.е. учет всех сторон реабилитации для каждого больного;

− комплексность лечебно-восстановительных мероприятий;

− ступенчатость (переходность) проводимых воздействий (поэтапное назначение восстановительных мероприятий с учетом динамики функционального состояния больного).

Исходы реабилитации и оценка степени восстановления. Степень восстановления может быть оценена по четырехбальной шкале: полное восстановление; частичное восстановление; без изменения от исходного уровня; ухудшение.

Согласно материалам Международного отдела по вопросам труда разработана следующая шкала динамики восстановления и возможных исходов заболеваний и оценка функциональных возможностей:

1. Восстановление функциональной способности в той или иной степени.

1.1.Полное восстановление.

1.2.Частичное восстановление.

1.3.Компенсация при ограниченном восстановлении функций и отсутствии восстановления.

1.4.Замещение (ортопедическое или хирургическое) при отсутствии восстановления.

2. Восстановление адаптации к повседневной и профессиональной жизни.

2.1.Воспитание готовности к труду и бытовой деятельности.

2.2.Трудотерапия.

3.Вовлечение в трудовой процесс − определение пригодности к трудовой деятельности, переподготовка.

4.Диспансерное обслуживание реабилитируемых. Изучение ближайших и отдаленных результатов реабилитационных мероприятий позволяет планомерно и эффективно вести весь процесс реабилитации, определяя основные задачи на каждом из этапов, и путем подбора комплекса адекватных и эффективных средств добиваться благополучного результата.

Технология медицинской реабилитации. Осуществление реабилитационных мероприятий больному или инвалиду предполагает как проведение оценки изначального его состояния, выполнения индивидуальной программы реабилитации, так и оценку достигнутого результата.

Стадии реабилитационной технологии:

• экспертно-реабилитационная диагностика;

• определение реабилитационного потенциала;

• проведение первичной медико-социальной экспертизы;

• определение клинико-реабилитационных групп;

• составление индивидуальной программы реабилитации;

• проведение индивидуальной программы реабилитации;

• проведение повторной медико-социальной экспертизы;

• оценка эффективности проведенной реабилитации.

Первая стадия технологического процесса – экспертно-реабилитационная диагностика – подразумевает определение имеющихся нарушений, степени выраженности ограничений жизнедеятельности, на ликвидацию или уменьшение которых будут направлены основные усилия реабилитолога.

Экспертно-реабилитационная диагностика осуществляется в несколько этапов:

Первый этап – клинико-функциональная диагностика.

Второй этап – психологическая экспертно-реабилитационная диагностика.

Третий этап – социальная экспертно-реабилитационная диагностика.

Четвертый этап – оценка ограничений жизнедеятельности.

Первый этап – клинико-функциональная диагностика – подразумевает в первую очередь установление развернутого клинико-функционального диагноза, который должен содержать следующие основные характеристики:

• клиническая (нозологическая) форма основного заболевания;

•клиническая (нозологическая) форма сопутствующего заболевания;

• стадия нозологического процесса;

• характер течения заболевания;

• характер нарушения функций организма;

• степень функциональных нарушений.

Клиническая (нозологическая) форма основного и сопутствующего заболевания указывается в соответствии с МКБ- X.

Стадия патологического процесса определяется при заболеваниях, имеющих клинические классификации с рубрикацией стадийности процесса, номенклатура которой предусматривает либо стадии развития (начальная, развитая, далеко зашедшая), либо числовые обозначения (первая, вторая и др.). Течение заболевания (прогрессирующее, стационарное (стабильное), рецидивирующее) оценивается в зависимости от динамики процесса, его прогрессирования, периодов обострения. Указание характера нарушения функций предусматривает отнесение функциональных расстройств по принадлежности к четырем основным группам:

• нарушения психических функций (восприятие, внимание, память, мышление, речь, эмоции, воля, сознание и др.);

• нарушение сенсорных функций (зрение, слух, обоняние, осязание);

• нарушение стато-динамической функции;

• нарушение функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции и др.

Степень функциональных расстройств определяется согласно классификации нарушений функций организма по степени выраженности, предусматривающей выделение, в основном, четырех степеней нарушений (функциональный класс (ФК)):

1 степень – незначительные нарушения (ФК1);

2 степень – умеренные нарушения функций (ФК2);

3 степень – выраженные нарушения функций(ФК3);

4 степень – значительно выраженные нарушения функций (ФК4).

Второй этап – психологическая экспертно-реабилитационная диагностика – состоит из оценки трех компонентов психической деятельности человека:

1) состояния высших психических функций и динамики умственной деятельности;

2) эмоционально-волевой сферы;

3) особенностей личности.

Все это позволяет выявить дефект познавательной деятельности у больного, реакцию его на ситуацию, связанную с заболеванием и инвалидизацией, изменение структуры мотивов, интересов, потребностей, самовосприятие и самооценку инвалида в новой социальной роли. Важность психологического обследования в процессе реабилитации определяется существенным влиянием особенностей психической деятельности человека и его личностных характеристик на степень возникающих при заболевании нарушений жизнедеятельности и на эффективность реабилитационной помощи.

К основным препятствующим выздоровлению и полноте адаптации больного психологическим факторам относятся:

1. тревога, депрессия;

2. отсутствие установки на излечение, на возвращение к труду;

3. общее снижение познавательных способностей;

4. малая информированность в отношении природы заболевания и возможностей лечения;

5. неадекватная«внутренняя картина болезни»;

6. низкая самооценка;

7. пассивность на поведенческом уровне в плане выполнения рекомендаций врачей.

Третий этап – социальная экспертно-реабилитационная диагностика включает всестороннее социальное обследование, определение социальных критериев для оценки наличия и степени выраженности ограничения жизнедеятельности и последующей оценки реабилитационного потенциала и реабилитационного прогноза.

Учитываются: условия жизни, уровень социальной защищенности инвалида, обеспеченность жильем, средствами передвижения, уровень доходов, возможности обеспечения ухода за больным, обязанности больного в семье, характеристика самой семьи.

Четвертый этап – оценка ограничений жизнедеятельности – включает оценку последствий или травмы с точки зрения современной концепции последствий болезни в соответствии с Международной номенклатурой нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности и Международной классификацией функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья.

Определение реабилитационного потенциала. Для определения прогноза восстановления нарушенных функций и возможности возвращения больного к трудовой деятельности в каждом конкретном случае должен определяться так называемый реабилитационный потенциал.

Реабилитационный потенциал больного или инвалида – показатель, оценивающий на основе комплекса медицинских, психологических и социальных факторов реальные возможности восстановления нарушенных функций и способностей организма, в том числе участия в трудовой деятельности.

Оценка реабилитационного потенциала должна учитывать возможности обратимости и/или компенсируемости функциональных нарушений, психологическую готовность больного или инвалида к реабилитации, наличие и степень выраженности сопутствующих заболеваний, возможности компенсации патологии при помощи технических средств, а также возможность сохранения имеющегося уровня патологии при прогрессирующем течении процесса. Определение реабилитационного потенциала базируется на комплексной оценке трех групп факторов: медицинских, психологических и социальных.

Медицинские факторы:

- клиническое течение заболевания: характер заболевания, степень выраженности последствий основного и сопутствующих заболеваний, частота обострений, наличие синдрома взаимного отягощения, эффективность лечения и потребность в курсовом, поддерживающем лечении для стабилизации патологического процесса, возможности обратного развития заболевания;

- наличие функциональных резервов организма, определение способностей организма к развитию компенсаторных возможностей человека;

- клинико-трудовой прогноз с определением возможности продолжения трудовой деятельности в своей специальности или определением доступной тяжести и напряженности трудового процесса.

Психологические факторы:

• психологические особенности личности реабилитанта;

• определение установки на продолжение трудовой деятельности или возможность ее коррекции;

• адекватное отношение к болезни и лечению;

• наличие пре- или постморбидных нервно-психических нарушений.

Социальные факторы:

- место жительства реабилитанта;

- уровень и разносторонность образования и профессиональной подготовки;

- профессиональная пригодность в основной профессии, наличие других квалифицированных специальностей;

- возможность приобретения другой, показанной по состоянию здоровья профессии (при профессиональной непригодности в основной профессии);

- наличие условий для рационального трудоустройства;

- экономическое положение реабилитанта и его семьи.

С учетом вышеизложенных медицинских, психологических и социальных факторов определяется реабилитационный потенциал больного в целом: высокий, средний или низкий.

Результаты оценки реабилитационного потенциала следует рассматривать в динамике, что позволяет объективно устанавливать эффективность реабилитационной программы и отдельных занятий с целью их последующей коррекции.

Определение реабилитационного потенциала больного является существенным моментом при подготовке программы и требует решения нескольких основных задач:

1. Выяснение характера двигательных нарушений и степени ограничения двигательной функции.

2.Определение возможности полного или частичного морфологического и функционального восстановления у больного поврежденного звена ОДА либо нарушенной функции поврежденного органа или системы.

3.Дальнейший прогноз развития адаптационных и компенсаторных возможностей организма больного при данном заболевании.

4.Оценка физической работоспособности организма в целом и функциональной способности отдельных органов и систем с учетом определения переносимости различных по характеру, объему и интенсивности физических нагрузок в процессе реабилитации.

Результаты оценки реабилитационного потенциала следует рассматривать в динамике, что позволяет объективно устанавливать эффективность реабилитационной программы и отдельных занятий с целью их последующей коррекции.

Изучение ближайших и отдаленных результатов реабилитационных мероприятий позволяет планомерно и эффективно вести весь процесс реабилитации, определяя основные задачи на каждом из этапов, и путем подбора комплекса адекватных и эффективных средств добиваться благополучного результата.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: