Особенности медико-социальной экспертизы и реабилитации детей (лиц до 18 лет)

Проблема детской инвалидности является актуальной для любого общества с позиций социальной политики государства и перспектив состояния здоровья взрослого населения.

Статус ребенка-инвалида впервые был введен в 1979 г. Это ознаменовало начало нового государственного подхода к пониманию проблем детей-инвалидов и явилось основополагающим моментом в становлении медико-социальной экспертизы детей.

Под ограничением жизнедеятельности у детей понимается полная или частичная утрата интегративного взаимодействия функций органов и систем детского организма, обеспечивающих развитие сложных биосоциальных функций – категорий жизнедеятельности (способность к самообслуживанию, передвижению и др.).

Ребенок отличается от взрослого по своему социальном статусу – пока он не социализирован, он находится в процессе социализации. Следовательно, для ребенка применение критериев для оценки социальной недостаточности некорректно.

Социальная недостаточность у ребенка – это его «нормальное» состояние. С первых дней своей жизни он физически зависит от взрослого, без него он нежизнеспособен. По мере взросления общество предоставляет ребенку возможность достичь завершения социализации через образование и нравственное воспитание. Признаками завершения социализации молодого человека является приобретение профессии, достижение материальной независимости и др. Отсюда следует, что детство, заканчивающееся ранней юностью (18 лет), не совпадает хронологически с завершением процесса социализации, который в современном обществе затягивается на более длительные сроки.

Ребенок-инвалид – это лицо в возрасте до 18 лет, которое в связи с ограничением жизнедеятельности вследствие врожденных, наследственных, приобретенных заболеваний, дефектов и травм нуждается в социальной помощи и защите.

Медико-социальная экспертиза детей – это этапный процесс, предполагающий последовательную диагностику у ребенка следующих уровней:

клинико-функционального состояния организма с учетом возрастных норм развития;

выраженности ограничения жизнедеятельности и степени зависимости от взрослого;

признаков инвалидности, влияющих на дальнейшее физическое, психическое и социальное развитие; реабилитационных возможностей и потребностей в реабилитационной помощи.

В настоящее время в различных отраслях науки о человеке существуют разнообразные возрастные периодизации.

Периодом принято считать промежуток времени, охватывающий какой-либо законченный процесс. Детство охватывает значительный временной отрезок в жизни современного человека и включает в себя ряд этапов развития, отличающихся друг от друга по своему содержанию. Каждому возрастному периоду характерны ярко выраженные, специфические особенности. Смена периодов происходит скачкообразно, периоды ускорения развития сменяются периодами замедления. Особенности развития ребенка в каждый период имеют количественные и качественные отличия от предыдущего. Знание особенностей возрастной периодизации необходимо для правильного построения индивидуальной программы физической реабилитации ребенка, имеющего отклонения в состоянии здоровья.

В практическом здравоохранении выделяют следующие этапы развития детского организма:

- период новорожденности (с рождения до4 недель);

- период грудного возраста (с4 недель до1 года);

- преддошкольный период (от1 года до3 лет);

- дошкольный период (с3 до6 лет);

- младший школьный период (с7 до10 лет);

- средний школьный период (с11 до14 лет);

- старший школьный период – ранняя юность.

В основе периодизации лежат особенности физического, нервно-психического и социального развития ребенка. Отдельные этапы жизнедеятельности ребенка характеризуются различной степенью зрелости и особенностями функционирования органов и систем, а также механизмов, определяющих взаимодействие организма с внешней средой.

Выделяют следующие основные категории жизнедеятельности у лиц до 18 лет:

- способность к передвижению;

- способность к самообслуживанию;

- способность к общению;

- способность к ориентации;

- способность к обучению;

- способность к контролю своего поведения;

- способность к ведущей возрастной деятельности.

Оценка ведущей возрастной деятельности основана на тех видах деятельности ребенка, присущих различному возрастному периоду:

• От 0 до 1 года – эмоционально-личностное общение (с матерью, лицом, осуществляющим уход);

• С 1 года до 3 лет – предметная деятельность;

• С 3 до 6 лет – игровая (сюжетно-ролевая) дельность;

• С 6 до 14 лет – учебная (школьно-образовательная) деятельность;

• С 14 до 18 лет – готовность к профессиональному обучению и трудовой деятельности или трудовая деятельность.

В том случае, если физическое, психическое и социальное развитие ребенка осуществляется в соответствии с возрастными нормами, оно приводит к достаточной реализации или сформированности сложных биосоциальных функций, обеспечивающих в будущем социальную компетентность личности. Если же это развитие (в силу заболевания, травмы, врожденного дефекта) подвергается задержке, то последующая реализация его конечной цели (обеспечение независимости по основным социальным параметрам) сомнительна, а зачастую невозможна.

Период новорожденности протекает без осложнений у большинства детей, родившихся от здоровых матерей. Такие дети в постнатальном периоде легче адаптируются к новым для них условиям внешней среды. К внешним признакам адаптации можно отнести неустойчивость температуры тела новорожденного, выраженную в транзиторной лихорадке (3-4 дня). Температура повышается до 38-40°С и удерживается несколько часов. Физиологическая желтуха присутствует у 50 % новорожденных. На 3-4-й день жизни ребенка отмечается физиологическое снижение массы тела на 5-7%, которая возвращается к исходному уровню к 10-11-му дню. В этот период все системы организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия. Пассивный иммунитет предохраняет новорожденного от острых вирусных инфекций(корь, скарлатина, краснуха и т. д.), но вместе с тем дети восприимчивы к стафилококкам, сальмонеллам.

Период грудного возраста характеризуется повышенной интенсивностью обменных процессов на фоне функциональной незрелости основных систем организма. Пассивный иммунитет ослабевает, а приобретенный еще достаточно слаб, поэтому во второй половине года возрастает вероятность заболеваний вирусными инфекциями, острыми желудочно-кишечными болезнями, пневмонией, кожными заболеваниями, рахитом.

Преддошкольный период (раннее детство) характеризуется заметным снижением энергии роста, но более быстрым развитием центральной и периферической нервной системы, расширяются условно-рефлекторные связи, происходит становление второй сигнальной системы. Дети подвижны, любознательны, активно контактируют с внешним миром. У них совершенствуется речь, быстро развивается психика, расширяются границы эмоциональных проявлений: радости, обиды, удивления, страха, застенчивости, которым свойственна лабильность. Продолжает созревать двигательный анализатор, центральное звено которого расположено рядом с центром речи и письма. Под действием сигналов из двигательных центров стимулируется развитие близлежащих областей, поэтому, давая ребенку задания на развитие мелкой моторики (мозаика, игры с конструкторами), можно совершенствовать его речь, учить счету. Задержка созревания движений повлечет задержку речи и общее отставание в психомоторном развитии. Не следует ограничивать двигательную активность ребенка и различные игры, в которых закладываются бытовые и трудовые навыки.

Дошкольный период (первое детство) характеризуется качественным и функциональным совершенствованием головного мозга, органов и систем. Большинство детей начинают посещать детские дошкольные учреждения. В контактах со сверстниками расширяется кругозор ребенка, его взаимодействие с окружающим миром. Продолжает укрепляться опорно-двигательный аппарат, увеличивается объем активных движений. К концу периода начинается смена молочных зубов. До 4 лет дети не могут сочетать четкие движения с ходьбой. Бег похож на семенящий шаг. Дети легко играют с мячом, но им еще трудно ловить его и бросать. Внимание неустойчиво, ребенок быстро утомляется от однообразных движений. К 5 годам координация улучшается, осваиваются прыжки. К 6 годам дети бегают уже легко, исчезают боковые раскачивания. В этом возрасте у детей часто развиваются инфекционные болезни, связанные с низким иммунитетом и возрастными контактами. К концу пребывания в детских садах увеличивается количество детей, часто болеющих или имеющих слабое физическое развитие. Завершается период первым физиологическим вытяжением – значительным увеличением длины конечностей.

Отставание в развитии сердечно-сосудистой системы приводит к появлению в это время функционального изменения сердца.

Младший школьный период (второе детство) характеризуется равномерным ростом и развитием ребенка. Ежегодная прибавка в росте составляет 5 см, в массе- 2-3 кг. С позиции физиологов это один из наиболее скоростных периодов в развитии высшей нервной деятельности. Продолжает улучшаться память, повышается интеллект, концентрация внимания. К этому возрасту закончил свое формирование позвоночник, но он остается подвижным и легко поддается негативным воздействиям, поэтому требуется постоянный контроль за осанкой. Впервые проявляется половой диморфизм физического развития. У мальчиков формируется характерное мышечное сложение. У детей совершенствуются кистевые и пальцевые движения, отмечается их легкость и естественность.

Средний школьный и старший школьный периоды. Это наиболее трудные и ответственные периоды в жизненном цикле человека, основная особенность которых половое созревание, связанное со сложными «физическими и психическими состояниями ребенка, Дети еще не становятся взрослыми, но уже перестают быть детьми. На этот период приходится второй«пик» скелетного вытяжения, называемы пубертатным скачком роста: у мальчиков- до 1,5 см в год, у девочек- до 8 см. Затем скорость роста резко снижается и доходит до нуля.

Продолжают совершенствоваться функции основных систем организма. У девочек в этот период наблюдаются так называемые вегетативные вспышки и взрывы: возникают неожиданные сердцебиения, одышка, сосудистые расстройства; жалобы на болевые ощущения в области сердца. Данные явления – результат временного расстройства регуляции работы внутренних органов.

В результате у девочек часто отмечается и повышенная возбудимость: резкая смена настроения, склонность к слезам. Все отмеченные изменения в высшей нервной деятельности у мальчиков выражены менее, чем у девочек. Это объясняется тем, что у мальчиков значительно больше объем двигательной активности, что частично уменьшает отмеченные изменения.

Юношеский период: 17-21 год – для юношей, 16-20 лет – для девушек. Организм начинает переходить на взрослый уровень функционирования. Увеличиваются размеры тела в ширину; за исключением крупных трубчатых костей, завершается окостенение. По уровню суточных энерготрат юноши и девушки приближаются к мужчинам и женщинам. В этот период возрастает уровень этических, эстетических и интеллектуальных эмоций, самосознания. Особенности психики в юношеском возрасте во многом связаны с появляющимся чувством полового влечения.

Общие методические указания по реабилитационным мероприятиям в работе с детьми:

1. Учитывать характер патологического процесса, его стадию.

2. Принимать во внимание психомоторное развитие ребенка.

3. Начиная с 4-5-го периодов и старше наблюдать за особенностями реакции на лечебную гимнастику.

4. Осуществлять строгий медико-педагогический контрольза детьми всех возрастных периодов.

5. Учитывать признаки утомления (недовольство, ухудшение качества выполнения, вялость, отказ от выполнения.

6. Переход к занятиям по комплексу с большей психофизической нагрузкой необходимо осуществлять постепенно, добавляя новые упражнения в старый комплекс.

7. Проводить занятия минимум за 30 мин до еды или через 45-50 мин – после принятия пищи.

8. Кабинет, где проводятся занятия ЛФК, должен быть хорошо проветрен, температура воздуха в нем +22° - +20° а в теплое время года лучше проводить занятия лечебной гимнастикой при открытом окне (форточке).

9. Начинать и заканчивать процедуру легким поглаживанием, этот прием включать и между упражнениями, так же как и дыхательные упражнения, чтобы расслабить мышцы ребенка, успокоить его, дать ему отдых после сложного упражнения – снизить нагрузку на организм ребенка.

10. Моторная плотность занятия ЛГ к концу курса возрастает до 80-90% независимо от возраста ребенка.

11. Использовать музыкальное сопровождение: для возбудимых детей – тихая, мелодичная, для флегматичных, заторможенных – бодрая, ритмичная музыка.

12. Своевременное назначение ЛГ в период ранних нарушений.

13. Занятия должны проводиться ежедневно или через день, с обязательным выполнением упражнений несколько раз в день.

14. Время для проведения корригирующей гимнастики с детьми составляет: при индивидуальном методе занятий – 30 минут; при групповом методе занятий 45 минут. Для проведения корригирующей гимнастики с детьми дошкольного возраста: при индивидуальном методе занятий – 25 минут; при групповом методе занятий – 30 минут.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: