Авиация джунглей и радиослужба

Как ни странно, но именно авиакатастрофа, более чем что-либо другое, подсказала идею основания АД PC как подразделения Библейских переводчиков Уиклифа. Это случилось в 1947 г., когда Кам Таунсенд, его жена и маленькая дочь, отправляясь в Мехико, доверили свои жизни неопытному мексиканскому пилоту. Отлетев от миссионерской станции, пилот стал кружить над джунглями, пока не набрал высоту, но, слегка задев крылом за верхушки огромных деревьев, тут же упал в овраг, срезав крыло самолета и осев на бок. Со сломанной ногой, весь в крови, Кам сумел выбраться из-под обломков, а затем вытащил ребенка, целого и невредимого (девочке не исполнилось и года), и помог выбраться жене, чья левая нога была практически полностью изуродована и висела на кусочке кожи. Пилот тоже получил сильные повреждения, и пока Кам ждал спасателей, которые унесли жену и пилота обратно на базу, а затем вернулись за ним, он твердо решил заняться развитием серьезной авиационной поддержки в помощь переводчикам, работавшим в джунглях.

Большая потребность в ней беспокоила Кама задолго до крушения в Мексике. Еще в 1929 г. он беседовал с морским пилотом, который летал в Южной Америке, расспрашивая его о возможности организации авиационного служения для работников миссионерских баз в джунглях. Оценка стоимости вложений в это предприятие оказалась очень высокой, и в 1933 г., когда Кам представил свой план директорату миссии, они отвергли его.

Долгие месяцы своего выздоровления в Мексике Кам вынашивал проект создания организации Авиация джунглей и радиослужба и, возвратившись в Соединенные Штаты, с энтузиазмом представил свои идеи Совету. Но большинство членов Совета продолжали препятствовать развитию этого плана. Их заботила только лингвистика, и, на их взгляд, авиацию следовало оставить МАБ, несмотря на то что пилоты МАБ были слишком заняты обслуживанием других миссионеров и не имели времени удовлетворять все нужды Уиклифа. Кам настаивал на своей позиции: "Мы уже связаны с авиацией (находясь в джунглях), хотим мы этого или нет" - и твердо решил не оставлять крылатой мечты, несмотря на сопротивление Совета или большие расходы.

Решение Кама организовать авиационную программу для БПУ/ЛИЛ возникло не только как результат происшедшего с ним несчастного случая. Другие подобные трагедии убедили его в абсолютной необходимости поддержки со стороны авиации. Два переводчика чуть не утонули в бурных потоках реки во время переправы, похожий случай произошел с супружеской парой и их ребенком, которые чуть не погибли в борьбе с сильным течением, когда их плот перевернулся, наткнувшись на бревно. Переводчикам Уиклифа приходилось ждать самолета неделями, а иногда они совсем не могли его дождаться. Поэтому Кам настаивал на своем и разрабатывал дальше свои планы, несмотря на откровенное сопротивление Совета. Он связался с заинтересованными людьми и решил собирать деньги на это дорогостоящее мероприятие.

АДРС, как и МАБ, начала функционировать, имея всего один самолет, а Ларри Монтгомери (Larry Montgomery), лейтенант морского флота, стал основным пилотом этой организации. С самого начала АДРС была связана по рукам и ногам нехваткой средств, иногда настолько серьезной, что та самая безопасность, ради которой создавалась АДРС, находилась в опасности. Один пилот назвал АДРС "летающим утилем", где пилоты "обдирали один самолет, чтобы привести в порядок другой". "Все держалось на веревках", - признавался Джеми Бэкингем (Jamie Buckingham). "Пилотам не разрешалось кружить над базой, когда они шли на посадку, потому что уходило слишком много горючего. Если они не знали направления ветра, они должны были догадаться. Они все время передвигали ящики в темном старом ангаре... пытаясь отыскать какую-нибудь запчасть, чтобы отремонтировать вечно разваливавшийся аэроплан".

Несмотря на нехватку средств и запчастей, АДРС приобрела удивительную славу, перекрыв все рекорды по безопасности полетов; ее пилоты пролетели миллионы миль над опасными районами джунглей без аварий. По словам Бэкингема, АДРС "поставила рекорд, не побитый ни одной летающей организацией", - "двадцать пять лет полетов в восьми странах, без единого крушения со смертельным исходом". У Уиклифа в те годы, однако, были аварии, но ни одной связанной с АДРС. В канун Рождества 1971 г. самолет авиакомпании LANSA, совершавший рейс 508, упал в джунглях Анд, и среди погибших пять миссионеров были от Уиклифа.

Именно эта ужасная трагедия привела к тому явлению, которое Бэкингем называет "Пятидесятницей в джунглях". "В течение многих лет переводчики в Перу и я, в частности, - писал Джерри Элдер (Jerry Elder), - были самонадеянными людьми. Мы были хорошо подготовленными, квалифицированными работниками. Знали свою работу и гордились тем, что мы самые лучшие в мире. Многие наши лингвисты имели степень докторов наук. Мы считали наших пилотов, механиков и радиоперсонал лучшими на земле. Мы думали, что можем справиться с любой поставленной задачей. Если появлялась необходимость поменять мотор, мы могли сделать это. Если требовалось сделать анализ нового языка, мы могли сделать и это. Для нас не существовало ничего невозможного". Но крушение LANSA заменило их самонадеянность и самоуверенность чувством пробуждения. "В эти дни неопределенности, когда люди прочесывали джунгли, надеясь против доводов разума на то, что наши друзья живы, в сердцах оставшихся на базе людей что-то произошло. Любовь, намного большая той любви, которую мы когда-либо осмеливались выразить, изливалась на семьи тех, кто потерял в джунглях своих близких. И когда тела погибших привезли на базу, эта любовь увеличилась еще более. Она распространилась на всех жителей миссионерской станции и потекла щедрыми потоками в джунгли к нашим индейским друзьям", "переливаясь через край доктринальных различий".

В отношении к работе тоже произошли значительные перемены, особенно среди пилотов, которые очень гордились собственным выдающимся рекордом безопасности. "Мы не только считали себя профессионалами, - признавался Эдди Линд (Eddie Lind), директор по авиации АДРС, - но мы гордились этим профессионализмом. Наш лозунг: "Мы делаем, что можем, а Господь делает остальное", действительно подразумевал, что мы способны справиться практически с любыми обстоятельствами. Если же нет, то взываем к Богу. Но когда в нашей жизни стало ощущаться присутствие Святого Духа, даже пилоты начали понимать, что наше "что можем" неправильно. Полагаться можно было только на Бога".

Именно этот дух смирения и зависимости от Бога помог АДРС пройти через величайшую трагедию в ее истории, происшедшую на другой стороне земли - в Папуа, Новая Гвинея. В том крушении погибли ветеран АДРС пилот Даг Хант (Doug Hunt), главный пилот АДРС в Новой Гвинее, и его шесть пассажиров, среди которых была Дарлин Би (Darlene Bee), блестящий молодой лингвист со степенью доктора из университета Индианы и одна из наиболее уважаемых переводчиц Уиклифа. Как Уиклиф и, в частности, АДРС пережили такую утрату - это отдельная история о мужестве людей. А с ней связан рассказ о чуде механика, который больше чем кто-либо другой был сокрушен происшедшей трагедией.

Хотя в большинстве своем именно пилоты принимают всю славу или позор за успехи или неудачи, происходящие с самолетами, невозможно недооценить важность работы механиков. "Между пилотом и механиком, - пишет Бэкингем, - существует связь, подобия которой на земле нет. Все глаза устремлены на пилота джунглей, когда он залезает в свой самолет и взлетает над "зеленым морем", отправляясь в полет над дикими лесами и неизвестными племенами, но именно в запачканных руках механика таится не только успех полета, но и жизнь пилота и его пассажиров. Один небрежный поворот гаечного ключа, одна крошечная гайка, которую плохо затянули, один взгляд в сторону при замене детали - эти и еще тысячи других факторов могут привести к тому, что в критический момент заглохнет мотор или произойдет какой-либо другой сбой в работе самолета... и люди... потеряют жизни в жестоком крушении или найдут свой конец в цепких объятиях дикой растительности в джунглях".

Именно та самая "крошечная гайка, которую плохо затянули", и привела к крушению двадцатипятилетнего рекорда безаварийных полетов - ошибка, стоившая семи жизней, после которой только Божьей милостью сохранилась восьмая. Механик, обслуживавший этот самолет, был опытным специалистом АДРС, работавшим вместе с помощником-учеником. Вместе они закончили обычную проверку двухмоторного "Ацтека" ("Piper Aztec") за день до последнего полета, полета, в котором Даг Хант и его шесть пассажиров устремились навстречу своей смерти во взрыве всепожирающего пламени. Последующая проверка показала, что взрыв и крушение произошли из-за вытекания тонкой струйки бензина там, где гайка не была закреплена должным образом. Во время проверки механик самолета отвлекся, переключив свое внимание на другой предмет, и забыл затянуть одну из гаек гаечным ключом, закрутив только пальцами. Для виновного механика АДРС "похороны стали жутким делом. Зрелище выстроившихся гробов в маленькой открытой тропической церкви сравнимо было с ударом под ложечку. Он хотел только одного - поскорее уйти оттуда... Как теперь он посмотрит в глаза своим друзьям? Как жить дальше? Он был объят чувством вины. Для него наступил конец"'.

Огромную боль, от которой страдал убитый горем механик, лишь в какой-то степени утоляли любовь и прощение членов семьи погибших и их коллег. "Время шло, и исцеление сердца продолжалось. Но пролетело много времени, прежде чем я мог говорить о том случае. Когда я узнал, как Бог благословляет жизнь людей после прочтения книги о АДРС "Во славу" ("Into the Glory"), написанную Джеми Бэкингемом, я понял, что мой рассказ тоже может стать благословением для других. Читатели, похоже, находили особое вдохновение в главе о крушении "Ацтека" и молодом механике, который оказался неудачником, но Бог сохранил ему жизнь... Если бы не Божья благодать, я бы сжался где-нибудь в углу в отчаянии, переполненный чувством вины, - восьмая жертва несчастного случая с "Ацтеком". Это был бы настоящий конец... Но, слава Богу, этого не случилось!"

Для всей семьи Уиклифа роковое крушение 1972 г. стало ощутимым ударом, но авиационное служение велось и дальше с еще большей решимостью. К концу того десятилетия АДРС под руководством Берни Мея увеличила количество штатных работников до четырехсот человек, в их распоряжении находилось около семидесяти самолетов и вертолетов, которые служили делу мирового благовестил.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: