Олигополистический рынок является рынком несовершенной конкуренции, поскольку для олигополии характерны все его закономерности. Однако использовать формальный экономический анализ для объяснения ценового поведения олигополиста сложно по двум причинам:
1. Существует множество типов олигополии, что не позволяет выработать простую теоретическую модель олигополии. Олигополии могут быть в виде:
• 2—3 фирм, функционирующих в отрасли («жесткая» олигополия);
• 8—10 фирм, контролирующих 70—80 % рынка, остальная часть которого принадлежит мелким производителям («мягкая» олигополия);
• торговля может осуществляться как стандартизированным товаром, так и дифференцированной продукцией.
2. Взаимная зависимость фирм и сложность прогнозирования действий конкурентов — отличительные черты олигополии. В связи с этим олигополистические цены изменяются крайне редко, т. е. имеют место «жесткие» цены, что выгодно участникам олигополии. Если цены и меняются, то чаще у всех производителей одновременно, в одном направлении и на одинаковую величину.
С учетом перечисленных факторов выделяют четыре основные модели олигополистического ценообразования — ломаная кривая спроса, тайное соглашение о ценообразовании, лидерство в ценах, ценообразование по принципу «издержки плюс».