Системы совместного сбора и транспорта нефти и газа

Промысловое обустройство требует большого объема капитальных вложений, значительная доля которых приходится на сооружение системы сбора и транспорта продукции скважин. Поэтому совершенствование и упрощение систем сбора и транспорта нефти и газа имеет первостепенное значение как для снижения капитальных затрат и эксплуатационных расходов, так и для сокращения сроков обустройства и, следовательно, для ускорения ввода в действие новых нефтяных месторождений.

Значительное сокращение потерь нефтяного газа, представляющего большую ценность как высококалорийное топливо и сырье для химической промышленности, является актуальным вопросом.

Отставание строительства объектов по сбору и утилизации попутного газа приводит к тому, что часть газа сжигается в факелах в период разведки и освоения месторождений.

Для транспорта нефти и газа тратится дорогостоящая энергия насосных и компрессорных станций, в то время как естественная энергия фонтанных скважин не используется. Из-за отсутствия необходимых данных для проектирования иногда сооружаются промысловые объекты с большим запасом пропускной способности, что снижает коэффициент использования оборудования. Проектные организации иногда без достаточного основания применяют в проектах сложные установки по подготовке нефти и переработке газа.

Все это приводит к тому, что применяемые системы нефтегазосбора являются дорогими и металлоемкими, а промысловое хозяйство в целом характеризуется невысокими технико-экономическими показателями.

В годы бурного развития нефтедобывающей промышленности, когда ежегодно открывалось много крупных нефтяных месторождений и росли объемы добываемой нефти, резкое улучшение технико-экономических показателей промыслового хозяйства могло быть достигнуто путем ликвидации мелких и неэкономичных технологических объектов, их максимального укрупнения и централизации как для одного месторождения, так и для группы месторождений данного нефтегазоносного района.

Организация крупных централизованных сборных пунктов значительно упрощает схемы нефтегазосбора отдельных промыслов и создает благоприятные условия для их объединения в более крупные административно-хозяйственные единицы. Разделение нефти и газа и соответствующая их обработка на крупных централизованных пунктах более выгодны, чем на разбросанных мелких объектах. Такая централизация позволяет снизить потери легких фракций нефти, улучшить подготовку нефти, осуществить более глубокую переработку газа и обеспечить максимальное извлечение сырья для химической промышленности.

Проектными и научно-исследовательскими организациями нашей страны проведена большая работа в области изыскания наилучших и более экономичных вариантов систем сбора и транспорта нефти и газа применительно к различным условиям нефтяных месторождений.

Разработан ряд принципиально новых герметизированных систем нефтегазосбора, в основу которых положен прогрессивный метод совместного транспорта нефти и газа как в двухфазном, так и однофазном состояниях (транспорт газонасыщенной нефти) на большие расстояния, измеряемые десятками километров, под давлением, достигающим (00—-70)-10^ н/м2 (Па). Это позволило внести коренные изменения в установившиеся традиции при обустройство новых нефтяных месторождении и значительно улучшить технико-экономические показатели нефтепромыслового хозяйства в целом.

В настоящее время системы совместного сбора и транспорта нефти и газа в значительной мере внедрены и продолжают внедряться на месторождениях Чечено-Ингушетии, Ставропольского края, Дагестана, Туркмении, Куйбышевской области и других районах страны. Это стало возможным благодаря многочисленным исследованиям по изучению гидравлики и термодинамики газонефтяных смесей, в результате которых были разработаны необходимые рекомендации для проектирования и эксплуатации систем совместного сбора и транспорта нефти и газа.

Опыт эксплуатации этих систем и данные технико-экономического анализа показывают, что, несмотря на ряд дополнительно возникших проблем, системы совместного сбора и транспорта нефти и газа получат в дальнейшем еще более широкое распространение. Перспективы совместного транспорта нефти и газа будут увеличиваться по мере развития глубокого бурения, технологии и техники поддержания пластового давления и принудительной перекачки газожидкостных систем.

В связи с большим значением проблеме совместного сбора и транспорта нефти и газа, а также конденсата и газа по трубопроводам в СССР, а теперь в России, уделяется много внимания и продолжается ее изучение и развитие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: