Введение. Настоящее учебное пособие является одним из немногих, посвященных актуальной проблеме нашего общества — социальной реабилитации лиц с ограниченными

Настоящее учебное пособие является одним из немногих, посвященных актуальной проблеме нашего общества — социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями.

Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищенной категории населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Они не имеют возможности получить образование, не могут заниматься трудовой деятельностью. Большинство из них не имеет семьи и не желает участвовать в общественной жизни. Все это говорит о том, что инвалиды в нашем обществе являются дискриминируемым и сегрегированным меньшинством.

Вот почему государство, обеспечивая социальную защищенность инвалидов, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, развития творческих и производственных возможностей и способностей.

Образование службы медико-социальной экспертизы позволяет разработать не только индивидуальные реабилитационные программы для лиц с ограниченными возможностями, но и создавать различные модели реабилитационных учреждений, внедрять инновационные технологии социальной работы с данной категорией населения, развивать архитектурную среду и реабилитационную индустрию.

Восстанавливая способности инвалидов к социальному функционированию, к созданию независимого образа жизни, социальные работники и социальные реабилитологи помогают им определять свои социальные роли, социальные связи в обществе, способствующие их полноценному развитию.

Накопленные теоретические знания, большой практический опыт по работе с инвалидами свидетельствует о необходимости систематизации сведений по социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями и изложении его в виде учебного пособия для студентов вузов социального профиля.

В связи с подготовкой образовательных стандартов по специальности "Социальная реабилитология" представление издание может стать одним из отправных документов в обработке и утверждении учебных планов для подготовки специалистов данного профиля.

Учебное пособие состоит из пяти разделов. В первом разделе представлены теоретико-методологические аспекты реабилитации, сделан акцент на понятийный аппарат, раскрытие сущности и содержания социальной реабилитации.

Во втором разделе в отдельных главах излагается среда обитания инвалида — понятие, непосредственно соприкасающееся с социально-средовой реабилитацией. Представлена жилая среда, градостроительная, образовательная, производственная, физкультурно-оздоровительная, психолого-оздоровительная. Отдельно рассматривается проблема

социально-средового воздействия на инвалидов, находящихся в стационарных учреждениях социального обслуживания.

В специальном разделе представлены социальные программы реабилитации инвалида, тот ее компонент, который касается индивидуальной реабилитации.

В отдельной главе рассматривается социальная интеграция как заключительный этап, как результат социальной реабилитации.

Дается описание социальной реабилитации лиц пожилого возраста с учетом их жизненных установок, психофизических возрастных изменений, семейного положения, места проживания.

Последний раздел посвящен реабилитационным учреждениям, в основу которой положены такие критерии, как масштаб деятельности, категории реабилитируемых граждан и др. Описывается зарубежный опыт работы с инвалидами.

В заключение приводится словарь терминов по данной проблеме.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: