Концепция музыкального образования школьников

Музыкальные занятия в средней общеобразовательной школе, будь то уроки или внеклассные мероприятия, направлены на то, чтобы развить у учащихся способность чувствовать, понимать, любить, оценивать явления искусства, наслаждаться ими, создавать в меру своих сил и творческих возможностей музыкально-художественные ценности.

Кто-то из великих сказал, что театр превращает толпу в народ, тем самым он определил высокое назначение художественного творчества. Создать народ — в этом великая миссия искусства. Литература, музыка, изобразительное творчество воспитывают не просто читателей, зрителей, слушателей и исполнителей (хотя и это очень важно!), а — народ. Именно поэтому насыщение школы духом высокого музыкального искусства является одним из важных факторов ее гуманизации, необходимым условием развития музыкальной культуры школьника, что подразумевает приобретение им социально-художественного опыта, обусловливающего возникновение высоких музыкальных потребностей. Как известно, музыкальная культура школьника — это интегративное свойство личности, главнейшими показателями которого являются:

- музыкальная развитость (любовь к музыкальному искусству, эмоциональное к нему отношение, потребность в различных образцах музыки), музыкальная наблюдательность (в значении, которое придавал этому понятию Б. В. Асафьев);

- музыкальная образованность (овладение некоторыми видами музыкальной деятельности, приобретение искусствоведческих знаний, опыта творческой деятельности и сформированность эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни, «открытость» новой музыке, новым знаниям об искусстве, наличие музыкально-эстетических идеалов, художественного вкуса, критическое, избирательное отношение к различным музыкальным явлениям).

Высшая цель школьного музыкального образования заключается в передаче положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве.

Основное средство достижения этой цели — постоянные и систематические встречи учащихся с музыкой, развитие у них на этой основе потребности в высоких образцах художественного творчества.

В процессе школьных музыкальных занятий учащиеся знакомятся с музыкальными произ- ведениями, анализируют общий характер, настроение музыки, значение различных элементов музыкальной речи в их совокупности; разучивают и исполняют песни (хоровые произведения), сочиняют к ним подголоски и сопровождение на музыкальных инструментах; передают характер, структуру, ритмическую основу сочинений в движениях (ритмика). При проведении всех этих форм музыкально-воспитательной работы непременно учитываются возрастные и индивидуальные возможности учащихся.

Задачами музыкального образования и воспитания в современной школе являются:

- формирование музыкальной культуры учащихся;

- вооружение школьников системой опорных знаний, умений и способов деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;

- развитие музыкальных способностей учащихся, певческого голоса, знаний и умений в области музыкальной, в том числе нотной, грамоты;

- обретение учащимися духовной автономии, формирование духовной свободы как основы индивидуальной художественной культуры;

- развитие эмоциональной сферы учащихся, воспитание их музыкального, эстетического вкуса, интереса и любви к высокохудожественной музыке, желания слушать и исполнять ее;

- формирование у учащихся «национальной широты» музыкального вкуса — стремления не только слушать национальную музыку своего народа, но также познакомиться с музыкой других народов как в ее фольклорных образцах, так и аранжированной профессиональными композиторами (способ эстетического освоения духовной культуры другого народа);

- приобщение учащихся к золотому фонду народной, классической и современной песни, развитие у них интереса и любви к пению, хоровому исполнительству;

- приобщение ребят к современной музыке (в ее взаимосвязи с музыкальным классическим наследием), формирование у них желания слушать ее и овладевать основами современного музыкального мышления;

- стремление к практическому использованию репертуара, знаний и умений, приобретенных учениками на уроке, в деятельности классного коллектива, с быту, на досуге; Обучение детей пользоваться различными техническими средствами, справочной и специальной музыковедческой литературой при самостоятельном знакомстве с музыкальными произведениями.

Музыкальное воспитание в начальных и средних классах при сохранении основных задач, принципов, методов работы отнюдь не одинаково претворяется в практике, поскольку не одинаковы психофизиологические возможности, общий и музыкальный опыт младших школьников и подростков.

Известно, что к подростковому возрасту у ребят уже складываются собственные вкусы, музыкальные интересы. В этом возрасте часто проявляется неприятие материала, предлагаемого учителем. Зная это, педагог-музыкант призван тактично, постепенно, а не «в лоб» развенчивать антихудожественные образцы увлечений подростков, чтобы они сами убеждались в их убожестве. Это чрезвычайно трудно и требует от учителя творческого подхода к содержанию, к методике ведения урока. «Педагогика сотрудничества» должна по-разному проявляться в начальной и средней школе, базируясь на повышении у детей интереса к музыке, развитии у них самостоятельности в оценке музыкальных явлений, при этом необходим индивидуальный подход в коллективных формах работы.

Поскольку от того, насколько учащийся умеет воспринимать музыку, «наблюдать» за развитием музыкальной мысли, понимает выразительное значение элементов музыкальной речи, зависит успешность всех видов его музыкальной деятельности, необходимо постоянное внимание учителя к разлитию музыкального слуха во всех его гранях — звуковысотном, гармоническом, метроритмическом, тембровом, ладовом. Если учащийся воспринимает только «слитный» музыкальный поток, то все богатство музыкального искусства как «искусства интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев) остается для него недоступным, непонятным.

Музыкальная деятельность детей, разные ее виды, в том числе пение, во многом определяется собственной творческой деятельностью, ибо в этом случае ученик на личном опыте узнает, когда и почему его исполнение становится выразительным, убедительным, «художественным» или же остается монотонным, скучным, не интересным ни ему самому, ни окружающим. Но работа по приобретению любых навыков ни в коем случае не должна превращаться в бессмысленную зубрежку (что, к сожалению, нередко наблюдается в практике). Каждый на первый взгляд самый.«технический» навык (певческая установка, певческое дыхание, звукообразование, дикция, в случае если музыкальная деятельность — пение) должен представать перед учеником как условие красивого, выразительного исполнения, т. е. в его художественном значении. Такой подход способствует развитию важнейшего качества музыкальности — эмоциональной отзывчивости учащегося на любой момент урока, что в свою очередь делает его целостным (несмотря на разные виды деятельности). Например, виднейший методист, учитель-практик, исследователь Н. Л. Гродзенская в начале второго полугодия I класса, обращаясь к ученикам, говорила: «Дети! У нас сегодня праздник: мы начинаем изучать ноты!» И это действительно был праздник, когда из различных «кружочков» перед учащимися возникала знакомая или незнакомая ранее мелодия. Они с большим увлечением занимались в общем довольно скучной нотной грамотой. Этот пример еще раз подтверждает, что музыка не предмет, который изучают, а вид искусства, освоение всех элементов которого должно проходить в увлекательной форме, приносить учащимся эстетическую радость познания.

Важнейшей задачей, которая решается в процессе преподавания музыки в современной общеобразовательной школе, является формирование нравственно-эстетических качеств личности юного гражданина России, патриота-россиянина. Здесь большое значение приобретает развитие музыкального мышления. Поэтому современная методика музыкальной работы в школе должна предполагать и развитие интеллекта учащихся, опираться на него. Нужно, чтобы учащиеся понимали собственную, конечно же, недостаточную музыкальную образованность, уважали музыкальную образованность других и стремились к новым знаниям. Это обусловливает необходимость проведения дискуссий в процессе преподавания музыки, использование, так сказать, «принципа конфликтности» в современной методике музыкального воспитания. Польза дискуссии о музыкальном произведении, явлении в музыке, художественном направлении заключается в самом процессе поиска вслух, а отнюдь не в нахождении единственно верного, устраивающего всех ответа. Задача дискуссии на уроках музыки — определение собственного, личного взгляда каждого ученика на предмет.

Поскольку данная программа по музыке впитала в себя многое из того, что накоплено в русской музыкальной педагогике с давних времен до сегодняшнего дня, ее основные положения не представляют для опытного учителя чего-то ранее не известного: здесь и принципы воспитывающего обучения, связь с жизнью, единство эмоционального и сознательного, художественного и технического, основные дидактические принципы. Эти принципы постоянно реализуются в практике занятий от I до VIII классов, где решаются задачи всестороннего музыкального воспитания каждого школьника в последовательном усложнении содержания уроков от класса к классу. Учитель должен ясно понимать, чем обогатит ребенка даже самая элементарная попевка, не говоря уже об основном репертуаре программы, требования к которому тоже давно известны: художественная ценность, содержательность, отражение в музыке тех явлений, которые не только близки и понятны школьникам каждого конкретного класса, но и «продвигают» их музыкальное развитие, обогащают общий и музыкальный кругозор, формируя подлинно художественные интересы, вкусы, потребности.

Так как у учителя музыки время весьма ограниченное, очень важно, чтобы ни одна минута урока не была пустой, формальной, чтобы уроки постоянно «били в цель». Поэтому, привлекая детей к разным видам деятельности на уроке, учитель должен видеть в этом не простое развлечение («чтобы дети не скучали»), а активную работу чувств, мыслей учащихся. «Душа обязана трудиться» — только тогда может быть сформирован у детей комплекс необходимых знаний, умений, навыков, способов деятельности. Иначе формирование музыкальной культуры школьников невозможно.

Особенностью настоящей программы является ее опора на основополагающие принципы школьной музыкальной педагогики, и потому методологическая и методическая основа программы может быть использована в каждом из регионов России.

Вместе с тем построение программы — отделенность ее методической (теоретической) части от практического музыкального материала, который является примерным, позволяет при организации работы в разных регионах учитывать местные особенности — национальные музыкальные традиции, будь то малый или большой народ, традиции конкретного региона России.

Насыщая программу национальным и местным материалом, педагоги решают задачи музыкального воспитания, стоящие перед областью, городом и даже отдельной школой или классом.

Безусловно, не следует механически придерживаться рекомендаций программы, а учитывать и свой опыт школьной работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: