Характеристика выполнения индивидуального задания на тему

«Исследование организационно-управленческого механизма взаимодействия таможни и бизнеса на примере деятельности Американской Торговой палаты в России».

В условиях всеобщей глобализации и интеграции, формируются различные объединения государственных и бизнес-структур. Так на территории Санкт-Петербурга функционирует большое количество торговых палат, которые регулируют взаимодействие государственных органов и бизнеса. В частности, Американская Торговая палата, Представительство в Санкт-Петербурге; Торговое Представительство Фландрии при Посольстве Бельгии; Представительство немецкой экономики в Российской Федерации, Отделение в Санкт-Петербурге;Шведский торговый Совет -Exportradet Swedish Trade Counsil; Российско-британская торговая палата, Отделение в СПб и Северо-западе России;Финско - Российская торговая палата;Торговое представительство Генерального консульства Франции и др. Основная цель для всех торговых организаций – содействие развитию экономики России, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, создание благоприятных условий для развития всех видов предпринимательской деятельности и упрощение процедур взаимодействия государства и бизнес-сообществ. Общими задачами для всех торговых палат являются:

ü содействие модернизации экономики страны, широкому применению инноваций, привлечению инвестиций;

ü защита интересов деловых кругов в органах государственной власти;

ü развитие связей с деловыми кругами зарубежных стран, международными организациями бизнеса;

ü содействие качественному разрешению гражданско-правовых споров;

ü распространение принципов цивилизованного бизнеса и социальной ответственности в предпринимательской среде;

ü формирование позитивного имиджа российских производителей товаров и услуг[1].

Проанализируем основные направления работы Американской Торговой палаты в России в области внешнеэкономической деятельности. Американская Торговая палата (АТП) отвечает общим целям и задачам, свойственным для всех торговых палат, функционирующих на территории Российской Федерации. Однако имеет ряд специфических черт. Основной целью для Американской Торговой палаты является создание благоприятных условий для инвестирования и торговли. В частности, для Представительства Американской Торговой палаты в Санкт-Петербурге, создание благоприятных условий торговли на Северо-Западе страны. По данным статистики на 2011 год, общая сумма инвестиций в Северо-Западном округе страны превысила 4,5 млрд $[2]. Представительство в Санкт-Петербурге было создано в 1997 году для предоставления интересов бизнес-структур в Петербурге и Ленинградской области. На первом этапе функционирования Палаты, в нее входило 11 компаний. По данным 2012, в АТП входит более 800 членов и из них 175 компаний находится в Санкт-Петербурге[3].

В Американской Торговой палате, Представительство в Санкт-Петербурге функционирует 11 комитетов:

· Customs & Transportation (таможня и транспорт);

· Human Resources (человеческие ресурсы);

· Information Technology (ИТ-технологии);

· Investment & Legal (инвестиции и законы);

· Public Relations (связи с общественностью);

· Safety & Security (сохранение и защита);

· Taxation (налогообложение);

· Tourism & Hospitality (туризм и гостиничный бизнес);

· Manufacturing (производство);

· Procurement (снабжение);

· Environment, Health&Safety (окружающая среда, здоровье, безопасность)[4].

Рассмотрим более подробно сферу деятельности каждого комитета.

Таможня и транспорт (Customs & Transportation) – комитет сформирован в 2005 году. Комитет предоставляет эффективные инструменты защиты интересов бизнеса для членов АТП. Члены комитета встречаются с представителями ФТС и СЗТУ. Таможенные работники информируют членов АТП о таможенных инструкциях, отвечают на вопросы по таможенным операциям. Также в рамках этого комитета компании напрямую общаются с сотрудниками Санкт-Петербургского Транспортного комитета, Санкт-Петербургского Управления транспортных организаций. На данных собраниях обсуждаются вопросы развития транспортной инфраструктуры, развитие логистики[5].

Человеческие ресурсы (Human Resources)– комитет сформирован в 2005 году. В рамках комитете проходят мастер-классы и курсы по повышению квалификации и переобучению; сотрудничество с образовательными институтами; решение вопросов трудовой миграции и размещения на территории РФ. Взаимодействие членов АТП с УФМС, Федеральной трудовой инспекции, отделами кадров. Ежегодно проходит семинар по рынку труда. Ключевые вопросы семинара: выявление тенденций рынка труда, законодательные реформы, профессиональное консультирование[6].

Информационные технологии (Information Technology) – комитет, рассматривающий развитие информационных технологий, совершенствование рынка технологий и инноваций, обучение специалистов и т.д. Комитет обеспечивает поездки в другие страны с целью получения практического опыта в этой сфере[7].

Инвестиции и законы (Investment & Legal) – комитет, отвечающий за улучшение инвестиционного климата на территории Северо-Запада. Комитет формирует направления рабочих взаимоотношений компаний и государства. Члены АТП информируются о последних законодательных изменениях. Комитет устраивает официальные встречи членов АТП с законодательными и судебными органами[8].

Связи с общественностью (Public Relations) – комитет отвечает за имидж бизнес-сообществ Северо-Запада. Цель комитета: привлечение инвестиций за счет рекламы и репутации компаний. АТП взаимодействует со СМИ, освещает основные бизнес-события и устраивает встречи с ключевыми фигурами в сфере Медиа[9].

Сохранение и защита (Safety & Security) – комитет отвечает за безопасность ведения бизнеса и тесно сотрудничает с ГУВД СПб и городской администрацией[10].

Налоги (Taxation) – комитет взаимодействует властями Ленинградской области и Санкт-Петербурга и с региональным налоговым законодательством и осуществляет встречи членов АТП с налоговыми сотрудниками. Цель: содействие государству в ведении налоговой политики, создание новых налоговых стимулов для инвесторов[11].

Туризм и гостиничный бизнес (Tourism & Hospitality) – комитет реализует программы по развитию туристической инфраструктуры в Петербурге и области. Комитет оказывает для членов АТП следующие услуги: визы, транспортировка,безопасность[12].

Производство (Manufacturing) – комитет представляет интересы компаний по производственным операциям на Северо-Западе и информирует членов АТП по вопросам снабжения, стандартов, инструкций для оборудования, получения земли, санитарных норм[13].

Снабжение (Procurement) – комитет позволяет взаимодействовать главам компаний, являющихся членами АТП, по вопросам оборудования, закупок продукции, поставщиков[14].

Окружающая среда, здоровье, безопасность ( Environment, Health&Safety ) – комитет отвечает за вопросы безопасности, экологии, здоровья и взаимодействует с государственными органами. Комитет был награжден премией «Комитет года» и является одним из самых активных комитетов АТП.

В ходе исследования, автор выявил, что деятельность Американской Торговой Палаты осуществляется по 9 направлениям:

1)инвестиции;

2) безопасность (в том числе здоровья и окружающей среды);

3) развитие туристической инфраструктуры;

4)содействие законодательной политики региона;

5) предоставление услуг по упрощению ведения бизнеса (в том числе таможенных, по снабжению, по консультированию и т.д.);

6) совершенствование информационных технологий;

7) реклама и продвижение бизнес-сообществ;

8) налоговая политика;

9) кадровая политика.

Вторым ключевым вопросом исследования является изучение организационно-управленческого аппарата. Рассмотрим его на примере исполнительного комитета АТП, который непосредственно осуществляет деятельность Палаты. Представим его в виде схем.


Рис.1. Организационно-управленческий аппарат исполнительного комитета АТП.

АТП имеет линейно-функциональную структуру управления. Основными преимуществами данной структуры являются:

ü быстрое осуществление действий по распоряжениям и указаниям, отдающимся вышестоящими руководителями нижестоящим;

ü рациональное сочетание линейных и функциональных взаимосвязей;

ü стабильность полномочий и ответственности за персоналом;

ü единство и четкость распорядительства;

ü более высокая, чем в линейной структуре, оперативность принятия и выполнение решений;

ü личная ответственность каждого руководителя за результаты де­ятельности.

Представим наглядно организационную структуру АТП, Представительства в Санкт-Петербурге.


Рис.2. Организационно-управленческий аппарат АТП, Представительство в Санкт-Петербурге.

В ходе анализа автор выявил основные черты организационно-управленческого аппарата АТП (данные черты свойственны и АТП головному офису и Представительству АТП в Петербурге):

1) небольшой состав специалистов позволяет более качественно принимать управленческие решения;

2) высокий уровень обратной связи;

3) четкость выполняемых действий;

4) высокий уровень коммуникации между начальником и подчиненными;

5) профессионализм кадров.

Как и любая организация. АТП развивается и изменяется согласно современным тенденциям. На данный момент, на территории Российской Федерации активно развивается государственно-частное партнерство. АТП –осуществляет свою деятельность, учитывая эту тенденции. Неслучайно, в АТП создан комитет по таможенным вопросам и транспорту. Упрощение процедур ведения бизнеса и привлечение инвестиций является основной целью АТП. Перспективными направлениями для АТП являются:

- развитие сервесных услуг;

- подготовка бизнес-структур к имениям в экономике, а именно вступлению России в ВТО;

-содействие в законодательной политике;

- совершенствование методики взаимодействия государства и бизнеса на примере мастер-классов, совместных встреч, деловых контактов, создания комитетов;

- создание новых форм партнерства государства и бизнеса;

- совершенствование инвестиционной политики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: