Тема 2. Становление самостоятельности и трудолюбия

1.Развитие трудолюбия у детей в начальных классах.

2.Учение и труд как ведущие виды деятельности, способствующие разви таю самостоятельности и трудолюбия.

3.Дилемма доверия — недоверия, возникающая при воспитании самостоя тельности.

4.Использование коллективных форм труда и учения для развития само стоятельности.

Тема 3. Усвоение правил и норм общения

1.Изменение системы взаимоотношений в связи с поступлением ребенка в школу.

2.Укрепление и развитие «внутренней позиции».

3.Переход от нравственного реализма к нравственному релятивизму.

4.Общая характеристика уровня морального развития младшего школьника.

Тема 4. Интегральная характеристика психологии ребенка младшего школьного возраста

1.Проявление общих и специальных способностей, увеличение индивиду­альных различий детей.

2.Развитие и использование мотивации достижения успехов для дальней­шего интеллектуального и личностного роста ребенка.

3.Ориентация в воспитании на социальные мотивы.

Темы для рефератов

1.Условия и факторы развития мотивации достижения успехов у детей млад­шего школьного возраста.

2.Основные пути формирования трудолюбия и самостоятельности.

3.Достижения в психическом и поведенческом развитии детей в течение первых двух лет обучения в школе.

4.Продвижение в психическом развитии ребенка в Ш—IV классах школы.

Темы для самостоятельной исследовательской работы

1.Причины и факторы ускоренного или замедленного развития мотива до­стижения успехов у детей младшего школьного возраста.

2.Нравственное совершенствование детей в младшем школьном возрасте.

3.Взаимосвязь развития детей в начальных (I—И) и в следующих (III—IV) классах.

4.Дифференциальные интеллектуальные и личностные различия детей млад­шего школьного возраста.

Литература

I

Асеев В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие. — Ир­кутск, 1989. (Младший школьный возраст: 90—118.)

Матюхин М.В. Мотивация учения младших школьников. — М., 1984. (Структура мотивации учения младших школьников: 10— 42. Мотивация учения и умственное развитие младших школьни­ков: 67—80. Психологические условия формирования мотивации уче­ния младших школьников: 93—136.)

Особенности психического развития детей 6—7-летнего воз­раста. — М., 1988. (Формирование новой внутренней позиции: 22— 36. Развитие мотивов учения у детей 6—7 лет: 36—45. Эмоцио­нальное развитие детей 6—7лет: 45—55. Становление самосозна­ния у детей 6—7лет: 56—65.)

Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1987. (Младший школьный возраст: 113—122.)

Цукерман Г.А., Елизарова Н.В. О детской самостоятельнос­ти // Вопросы психологии. — 1990. — № 6. — С. 37 — 44.

II

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возра­сте. — М., 1968. (Формирование личности в младшем школьном возрасте: 247—292.)

Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В.Га-мезо и др. — М., 1984. (Личность младшего школьника: 138—151, 155—170. Трудовая деятельность младшего школьника: 121—126.)

Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971. (Младший школьный возраст: 11—45.)

Мир детства: младший школьник. — М, 1988. (Развитиелич­ности младшего школьника: 178—190.)

Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. — Л., 1989. (Само­контроль у младших школьников: 90—94.)

Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2 т. -М., 1987. — Т. 1. (Психология ребенка и подростка. 163—185.)

Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. — М., 1966. (Эмоции в дошкольном и младшем школьном возрасте: 82113.)

III

Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Пет-ровского. — М., 1979. (Личность младшего школьника: 96—100.)

Левитов Н.Д. Психология характера. — М., 1969. (Становле­ние характера в младшем школьном возрасте: 388—394.)

Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. — М., 1990. (Изучение нормального и отклоняющегося формирования личности школьни­ка: 108-121.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: