Культ предков и нормы «сяо»

Речь идет о культе предков — как мертвых, так и живых. Значительно изменив содержание и формы этого культа, известного в своих основных чертах едва ли не всем народам («Чти отца и матерь свою», — сказано в Библии), конфуциан­ство придало ему глубокий смысл символа соци­ального порядка и превратило его в первейшую обязанность каждого китайца, универсальную и всеобщую норму поведения. Именно с этой целью Конфуций разработал учение о сяо, сыновней почтительности.

Сяо, как считал Конфуций, — это основа гуман­ности. Быть почтительным сыном обязан каж­дый, а особенно — человек грамотный, образо­ванный, гуманный, стремящийся к идеалу цзюнь-цзы. Смысл сяо, как его толкует Лицзи, — служить родителям по правилам ли, похоронить их по правилам ли и приносить им жертвы по пра­вилам ли. Согласно этим правилам, подробно и обстоятельно растолкованным в Лицзи, почти­тельный сын должен всю жизнь преданно забо­титься о родителях, прислуживать и угождать им, быть готовым на все во имя их здоровья и блага, чтить их при любых обстоятельствах. Даже если отец недобродетелен, если он злодей, вор или убийца, почтительный сын обязан лишь смирен­но увещевать родителя, униженно просить его вернуться на стезю добродетели. В средневеко­вом Китае считалось нормальным и даже поощ­рялось законом, что сын не смеет свидетельство­вать против отца, что опять-таки восходит к Кон­фуцию, который как-то в полемике заявил, что прямота и честность не в том, чтобы предать


отца, а в том, чтобы покрыть его, даже если он «украл барана».

Культ сыновней почтительности с течением вре­мени достиг в Китае всеобщего признания, стал нормой жизни, а выдающиеся примеры сяо, со­бранные в сборнике «24 примера сяо», преврати­лись в объект восхищения и подражания. Вот несколько образцов сяо из этого сборника: бед-

няк, продавший сына, чтобы накормить умираю­щую с голода мать, находит в огороде сосуд с зо­лотом и надписью «за твое сяо»; восьмилетний мальчик в летние ночи не отгоняет от себя кома­ров — пусть они лучше жалят его, а то ведь ста­нут беспокоить его родителей; почтительный сын в голодный год отрезал от себя кусок тела, дабы сварить бульон для ослабевшего отца; доброде­тельный ханьский император Вэнь-ди во время трехлетней болезни матери не отходил от ее ложа, лично готовил ей еду и пробовал все пред­назначавшиеся ей лекарства. Эти и многие дру­гие аналогичные рассказы призваны были с дет­ства воспитывать в почтительном сыне готов­ность к самопожертвованию во имя культа предков.

Сокращено по источнику: Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1983.

качестве прямых посредников. Предки жили в загробном мире, который сливался с иным миром. Отсюда — оборотничество, отождествление умер­ших с природными стихиями, дождем, плодородием полей. Будучи «аген­тами» коллектива в ином мире, предки должны были обеспечить гармонич­ные отношения между ним и миром людей. Эти отношения «устанавлива­лись» не только во время ритуалов тайных союзов, но практически при всех календарных и семейных обрядах. В частности, «единение» загробной и посюсторонней частей общины осуществлялось во время «пиров услуг», межплеменных торжеств. Как существа, причастные к иному миру, предки мыслились благодетельными и в то же время вредоносными, требующими постоянного умилостивления, жертв. Поэтому по окончании празднеств — ритуализованного контакта с предками — их «изгоняли» из мира живых.

Культ предков — уважительное отношение и почитание старших со стороны младших

Со временем возникает иерархия предков, возглавляемая предками вож­дя, которые обожествлялись и входили в пантеон на правах первопредков рода. Когда вождей сменили короли и цари, предки правителя страны ста­ли основателями царской династии и почитались не меньше святых, напри­мер, основатели династии Рюриковичей в России — три брата-вождя (Рю­рик, Синеус и Трувор).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: