Похоронный обряд восточных славян

Народные поверья, связанные с культом предка, основывались на так называемой традиции кру­гового жизненного цикла, согласно которой умер­ший возрождается в новорожденном и соверша­ет регулярные, хотя и кратковременные, посеще­ния живых людей. Для того чтобы умерший не вернулся, надо после возвращения с кладбища вымыть все в доме, открыть в избе печной зас­лон, заглянуть за печку. Заглядывание в печь или за печь делается для того, чтобы «не бояться умершего». Печь воспринималась как своеобраз­ный «канал связи» с иным миром. После умыва­ния (смывание следов контакта с миром мертвых) приступают к поминальной трапезе. В ней уча­ствуют все, даже случайно зашедшие люди, а также нищие, но не молодежь. Объясняется это тем, что на поминальной трапезе должны присут­ствовать главным образом те, для кого погре­бальный обряд будет следующим. Выделение нищих как непременных участников поминания объясняется их посреднической ролью между живыми и мертвыми.

Другая особенность поминальной трапезы — уча­стие в ней умершего. Для него прибор ставится


под образами, на хозяйское место. Для трапезы приготавливают особые блюда (это прежде все­го кутья и кисель), а ее порядок регулируется специальными правилами поведения. Поминаль­ная пища — пища мертвых. Правила обращения с ней отличаются от обычных: хлеб не режут, а ломают; мясо едят руками; вместо «Кушайте!» на

поминках говорят: «Питайтесь!». Участники поми­нок не только угощаются, но и угощают умерше­го: для него кладут на край стола первую ложку (или первые три) каждого блюда и отливают часть напитка.

Общая направленность поминальной обрядности противоположна погребальной. Если в похоронах основные усилия направлены на удаление покой-

РЧР

Дух предка регулярно наведывается «в гости», ограждает от невзгод и болезней, наказывает за неправедные поступки, подсказывает правильные решения в трудных жизненных ситуациях, влияет на урожай и прирост скота и т.д. В некоторых архаичных обществах бытует вера в то, что останки вли­ятельных людей сохраняют часть силы, которой эти люди обладали при жизни. У народностей кота в Габоне считается, что умершие предки настав­ляют почитающих их живых родственников и помогают им.

Отношение к предкам со временем приобрело весьма своеобразную фор­му. Во всяком случае только на Корсике можно увидеть города мертвых, где каждому умершему строят почти настоящий дом и потом без всяких слез ходят к нему в гости, как к живому. На улицах этого города вы не увидите мрачных или плачущих людей. Здесь своя атмосфера и своя жизнь. По ули­цам частенько проезжают машины, бродят люди, встречаются, рассказыва­ют умершим новости. Живые приходят к мертвым как к своим еще существу­ющим друзьям.

У каждого умершего в этом городе свой отдельный, иногда семейный, дом. Считается, что человек просто переселяется в другой дом, в другой го­род и живет там уже по другим законам, а его живые родственники ходят к нему в гости. Для корсиканцев подобное не условность. Они рады навестить родителей и друзей. При этом иногда даже разговаривают с ними.

Находясь в городе мертвых, непременно вспоминаешь не совсем веселый афоризм: наша земля — планета мертвых, а мы на ней — только временные.

В большинстве азиатских стран древний культ предков превратился в современную этику сыновней почтительности. Она потеряла свое религи-

ника из мира живых, то в поминальных обрядах мертвые приглашаются к живым: открываются ворота на кладбище, двери дома; их встречают, угощают и т.п. Цель последних — упорядочить от­ношения между своим и чужим мирами и далее — установить над ними контроль. «Приглашенное» присутствие покойника на поминках отличается от его «неприглашенных» визитов впоследствии. Одна из основных причин его «хождения» — тос­ка живых (отсюда запрет на тоску). Поминовение усопших происходит не только в день похорон, но и несколько раз после того. При этом различают две категории поминок: частные и календарные. Частные поминки (на 3-й, 9-й, 40-й день) входят в структуру погребального обряда, расширяют его временные рамки. Календарные поминовения (Дмитровская суббота, Святки,Тро­ица и др.) связаны не с индивидуальной смертью, а с категорией предков вообще. С их помощью умерший переводится в разряд предков. Для того чтобы стать предком, умерший должен не приобрести новые качества, а утратить пре­жние: включаясь в вечный круговорот, умершие теряли имя, возраст, индивидуальность. В этом отношении предки сближаются с новорожденны­ми: первые теряют индивидуальность, вторым еще только предстоит ее обрести. Календарный


и жизненный циклы совмещаются и переходят друг в друга.

В «космологическом» сценарии похоронного об­ряда славян важное значение имело то обстоя­тельство, что умершего помещали в святом (крас­ном) углу, в центре дома, где жизнь и смерть мак­симально сближаются и переходят друг в друга (такова же роль святого угла как начальной и ко­нечной точки перемещений во всех обрядах жиз­ненного цикла, как места жертвоприношения, т.е. смерти, необходимой для продолжения жизни). Происходит символическое сближение дома и гроба. С ним связаны поверья, согласно которым только смерть освящает новый дом, а также све­дения о древнейших захоронениях в ритуально отмеченных частях дома — святом углу, подпо­лье, подпорожье. Если изготовление гроба упо­доблялось строительству дома, то переложение покойника в гроб (и далее — в могилу) — ново­селью. При «переселении в новый дом» связан­ные руки и ноги развязывают. Тем самым умерший как бы вновь получает возможность ходить и действовать, но уже на том свете. Сокращено по источнику: Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семанти­ческий анализ восточно-славянских обрядов. СПб., 1993.

озное содержание, став основой не только светского, но и народного вос­питания. Важную роль она играет в Китае, где представляет собой мор&ть-ный кодекс поведения. Детей учат быть «благородными мужами» — воспи­танными, честными, почтительными со старшими и доброжелательными к низшим по положению. Уважение к родителям и забота о них — основа че­ловеческой морали.

Человек в примитивном обществе был уверен, что добрые и злые силы, влияющие на его жизнь, исходят от духов. Существуют духи болезни, равно как и духи техники, например, автомобиля. К таким фигуркам, например духа

оспы, обращаются для защиты от той или иной болезни или при лечении ее. В сохранившихся до сих пор перво­ бытных обществах верят, что болезнь насылают как живые, так и мертвые. Духи предков могут наказывать за неуважение к ним. Живые, если их оскор­били, способны навести порчу. Целители лечат больных силой духа и сна­добьями. В честь духов устраивались праздники, им посвящались обряды и танцы, песни и ритуальные представления. Так, во время зимнего праздни­ка люди в Белла-Кула (Западная Канада) исполняли особые танцы, для чего надевали маски, изображавшие небесных духов.

С древнейших времен люди совершали жертвоприношения предкам, богам и духам, чтобы отвратить их гнев или отблагодарить за милость. Часто в жер­тву приносили животных, обычно овцу или корову. Иногда таким приноше­нием мог быть отказ человека от удовольствий или богатства. Христианство отказалось от реальных жертвоприношений, заменив их символическими. Примером служит ритуал возжигания свечей и лампад перед иконами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: