Майкопская, Дольменная и Северокавказская культуры

На заре человеческой истории люди освоили два основных пути переселения из Передней Азии на Кавказ. Восточный – через Малый Кавказ и Центральное Закавказье к Каспию, и западный – через Малую Азию к Черному морю. Оба пути вели на Северный Кавказ в обход Главного Кавказского хребта. Именно так стал проявляться этнический пласт на первом этапе формирования. Он завешился в эпоху ранней бронзы, в майкопское время. На протяжении всего 2 тыс. до н.э. Развитие северокавказских племен шло по тому же пути взаимодействия со степняками, носителями сначало ямной, потом катокомбной и срубной культур. Связи с Закавказьем сохранялись, особенно интенсивными стали к эпохе поздней бронзы, к периоду расцвета кобанской культуры.

В VIII—VII тысячелетиях до н. э. переход к бронзовым орудиям явился мощным двигателем технического и социального прогресса и ознаменовал наступление новой эры – бронзового века (III - начало I тысячелетия до н. э.), который делится на три периода – ранний, средний и поздний.

На заре бронзового века (III тысячелетие до н. э.) на Северо-Западном Кавказе сложи­лась яркая и оригинальная скотоводческо-земледельческая культура, называемая Майкопской (наименование получила от местонахождения первого крупного курганного погребения и гробницы ее носителей, исследованное в 1897 г. арх. Веселовским Н. И. близ г. Майкопа).

Майкопская культура сформировалась под влиянием северян-степняков переместившихся на Северный Кавказ из Волжско-Уральского региона, и далее перебрались, большая часть в Переднюю Азию. О чем свидетельствуют находки южного происхождения артефактов бусы из минералов, которых нет в природе Кавказа бирюзы, лазурита, сердолика, халцедона, а также раковин каури заменители денег. Эти вещи попали на Кавказ из Месопотамии с греч. «Междуречье»), также Двуречье — область в среднем и нижнем течении рек Тигр и Евфрат (в Западной Азии). На территории Месопотамии, одном из древнейших очагов цивилизации в 4-м — 3-м тыс. до н. э., сформировались древние города-государства, среди которых шумерские города Киш, Урук (библейский Эрех), Ур, Лагаш, Умма, семитский город Акшак, аморрейский / шумерский город Ларса, а также государства Аккад, Элам, Ассирия, Мидия и в начале 2-го тыс. до н. э. — Вавилония. В дальнейшем территория Месопотамии входила в состав Ассирии (IX—VII вв. до н. э.), Урарту (IX—VI вв. до н. э.), Нововавилонского царства (VII—VI вв. до н. э.), Ахеменидской державы (VI—IV вв. до н. э.), империя Александра Македонского (IV в.), государства Селевкидов (IV—II вв.), Парфии (III в. до н. э. — III в. н. э.), Армянской империи Тиграна Великого (I в. до н. э.), государства Сасанидов (III—VII вв.), с VII в. — Арабского халифата. В XVII в. — 1918 г. — в составе Османской империи. Ныне большая часть Месопотамии входит в Ирак, остальная — в состав Сирии и Турции.

Для Майкопской культуры характерен прогресс в производстве предметов быта, оружия, украшений, (каменные мотыги, стрелы, топоры, медно-бронзовые украшения). В этот период вырабатывается новая форма скотоводческого хозяйства – отгонное и сегодня сохранившееся у автохтонов Кавказа. Овцеводство определило и новую отрасль хозяйственной деятельности – использование шерсти для прядения и примитивного ткачества.

Создатели Майкопской культуры жили развитым патри­архально-общинным строем. Постепенно выделилась родоплеменная верхушка, стремящаяся увеличить свои богатства. Погребальные памятники свидетельствуют о далеко зашедшем процессе распада родового строя и имущес­твенного расслоения в майкопском обществе. Большая пропасть лежит между захоронениями родовых общинников и племенных вождей. Богатство последних составляли не только стада, но и предметы роскоши, как можно судить по Майкопскому кургану, Новосвободненской, Нальчикской и Кишпекской гробницам, а также Старомышастовскому кладу (2500 золотых и серебряных бусин, серебряный сосуд, фигурка быка из серебра и т. д.). Многие из них были доставлены сюда из стран Древнего Востока.

В погребальной обрядности предков майкопцев распространен обычай делать над погребением каменные выкладки в виде круга – кромлехи – солярный символ. Но на погребениях предков наблюдаются и лунарные выкладки (в виде полумесяца каменные выкладки, что говорит о культе спутницы солнца луны. К майкопской эпохе относится и часть каменных идолов, обнаруженных на Центральном Кавказе, т.е. в этот период предки современных карачаево-балкарцев стали высекать монументальный образ человека - антропоморфные каменные стелы. К этому же периоду относится и появление мотива и небесной ладье отразившиеся на погребальных выкладках позднемайкопских курганных памятников, а также изображения на керамике и бронзовых изделиях. В фольклоре встречаемся с противостоянием орлицы и змеи, орел поднимает героя Сосрука из подземного мира, эта триада зафиксирована у тюрков Алтая и Саян. Параллели между Кавказом и Месопотамией прослеживаются в мифах о небесном быке, обнаружены фигурки золота и серебра. Бычков нанизанных на трубочки, парные изображения собак (на царском мавзолее из Кяфарского городища).

В майкопском обществе уже существовало рабство в простейшей форме (так называемое патриархальное или до­машнее рабство). Наиболее характерной чертой материальной культуры этого времени являются изящно выгнутые боевые и ритуальные то­порики и крупные булавы, изготовленные из твердых пород камня (змеевика, диорита), бронзовые тесловидные топоры, листовидные ножи, разнообразные по формам глиняные сосу­ды, а также украшения - всевозможные бронзовые подвески, пронизы, бусы и булавки с разными навершиями. Все эти пред­меты зачастую украшались пышной орнаментацией в виде елочек, оттиска шнура, спирали, змеек и т. д.

Огромную роль в хозяйстве играла добыча и обработка цвет­ных металлов. Исключительное богатство металлических изде­лий свидетельствует о превращении Центрального Кавказа, включая и территорию Кабардино-Балкарии, в крупнейший очаг металлопроизводства, снабжавшего своей продукцией от­даленные области Восточной Европы. Бронзовые орудия труда, оружие и украшения отливались в двусторонних литейных формах.

В начале бронзового века (III тысячелетие до н.э., майкопская культура) покойников хоронили иногда без курганов (в каменных ящиках), но чаще под большой курганной насыпью, в каменных ящиках или в прямоугольной яме с закругленными углами. Костяки в основном были скорчены. В среднем бронзовом веке (II тысячелетие до н.э.) под курганами мы находим грунтовые ямы, накрытые каменными плитами, ямы с заплечиками, ямы, покрытые досками и булыжником, каменные склепы, каменные гробницы, катакомбы. Костяки скорченные, но есть и вытянутые. Известны поселения III – II тысячелетий до н.э. (в районе Курджинова и Усть-Джегуты). Поздний бронзовый век (кобанская культура, XII – Х вв. до н.э.) представлен отдельными находками бронзовых вещей – топоров, серпов и др. К раннекобанскому времени относятся также поселения у Исправной и Уллу-Баганалы. Очевидно, к этой эпохе относятся также каменные ящики, открытые у сел. Элькуш.

Ранние памятники майкопской культуры содержали импортный металл, то в последующее время появляются изделия собственной металлургии. Началась новая эра в истории человечества – медно-бронзовый век. С этой поры изделия из металла широким потоком устремляются в степи Предкавказья и дальше – в Юго-Восточную Европу.

Угасание связей с Передней Азией, наблюдающиеся на втором этапе майкопской культуры. Закату которой способствовало влияние более отсталой культуры степных племен ямников и катакомбников.

Дольмены монументальные погребальные сооружения в виде каменных домиков с плоской крышей сложенных из массивных плит. Дольменная культура занимала значительную территорию – от Таманского полуострова до Абхазии. Они располагались большими группами образуя целые родовые Памятники зафиксированы от Кяфара до Гиляча и севернее в предгорно-равнинных районах Центрального Предкавказья, вЧеркессии и в районе Железноводска.

Северокавказская культура своими корнями восходит к Майкопской. являясь ее преемницей, ей свойственен обряд захоронений в каменных ящиках (курганы у г. Усть-Джегута, у х. Дружба, аула Адыге-Хабль). Она охватывает обширную территорию. На западе ее граница соприкасалась с зоной распространения Дольменной культуры Прикубанья, а на востоке проходила к предгорьям Дагестана, т.е. представлена подкурганными погребениями от р. Терек до р. Лабы. Северокавказская культура является преемницей «Майкопской», в типах погребальных сооружений (структура насыпи укрепления в виде каменных колец – кромлехов), в деталях погребального обряда южная ориентировка, сильная скорченность (утробное положение), окрашенность костей краской охра. Весь инвентарь практически майкопский.

Существенное влияние на северокавказскую культуру оказали «катакомбники» (грунт склеп с ведущим к нему дромосом – коридор). Памятники катакомбников XVI-XIV вв. до. н.э. исследованы у г. Усть-Джегута, у с. Холоднородниковское, у ст. Суворовской, у по Былым (балкария). Часть предков карачаево-балкарцев смешалась с ними, часть вынуждена отступить в горы.

Характерной чертой материальной культурой этого времени являются добыча и обработка цветных металлов (богатство изящных металлических изделий, боевые и ритуальные топорики и булавы).

В предверии эпохи раннего железа, в Приэльбрусье и на Центральном Кавказе история развивалась более спокойно. Пришельцы-степняки полностью растворялись в среде аборигенов, о чем красноречиво говорят памятники материальной культуры рубежа и первых веков 1 тыс. до н. э.

Носителями древних традиций были здесь племена – носители кобанской культуры, далекие предки карачаевцев и балкарцев.

Рекомендуемая литература:

1. Кабо В.Р. Первобытная доземледельческая община. - М., 1986.

2. Очерки истории Карачаево-Черкесии. -Т. 1.-Черкесск, 1967.

3. Салинз М. Экономика каменного века. - М., 1999.

4. Тайлор Э. Первобытная культура. - М., 1989.

5. Федоров Я.А. Историческая этнография Северного Кавказа. М. 1983.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: