Социальные сдвиги середины XX столетия

Среди социальных и конкретно-исторических причин распространения молодежной субкультуры во второй половине XX в. на Западе обычно на­зывают две ведущие:

а) рост доходов среднего класса и особенно его молодежной прослойки в
1950-е гг.;

б) появление новых средств записи и распространения музыкальной
культуры (транзисторных радиоприемников, магнитофонов и т.п.).

К началу 1950-х гг. в Америке, а поз-же и в других странах мира, начинает формироваться молодежная контр­культура, первым символом протеста которой против общества взрослых явилась музыка рок-н-ролла. Появля­ется многочисленная социальная груп­па — социальная база и носитель рок- культуры — тинейжеры7.

Возникновение новой генерации связано с изменением образа жизни и статуса молодежи в США. Еще во время Второй мировой войны определенная часть американских юношей и девушек, заменивших в семье и на производстве ушедших воевать отцов, приобрела самостоятельность и уважение взрослых. До войны в американ­ских семьях не могло быть и речи о каких-либо степенях свободы для под­ростков. В конце 40-х гг. американское общество, быстро переведя значи­тельную часть военного производства на мирные рельсы, достигло высоко­го уровня благосостояния. Это отразилось на образе жизни молодежи США.

Тарасов А.Н. Молодежь как социальный бульдозер (http://lomleft.narod.ru).

Teenagers, происходит от окончания «-teen», как в русском «-дцать», и обозначает людей в возрас­те от тринадцати до девятнадцати лет.

Помимо чувства самостоятельности у молодых людей появились собствен­ные деньги, чего не было в довоенное время. Старшие школьники из семей среднего класса спокойно стали пользоваться автомобилями своих родите­лей, некоторые подростки имели и собственные автомашины, не говоря уже о радиоприемниках, проигрывателях и пластинках. Вечеринки {Party) были одной из главных форм развлечения. Согласно данным, приводимым Эдом Уордом в книге по истории рок-н-ролла, лишь на еду во время вечеринок в 1959 г. американскими тинейджерами было потрачено 432 млн долл., при­чем раскошеливались большей частью девушки. А годовой сбыт только пла-стинок-сорокапяток был на сумму 75 млн долл. Нередко тинейджеров 40-50-х гг. называют новым классом или даже новой нацией, поскольку именно в этой среде тогда наметились явные тенденции ломки как классовых, так и национальных барьеров. Образовался как бы поперечный пласт в многослой­ном американском обществе8.

В 1950-е гг. страны Запада вступают в полосу экономического подъема. Выросло материальное благосостоя­ние родителей, и они стали выделять своим детям больше средств на кар­манные расходы. На это моментально откликнулись предприниматели. Расширилась сеть молодежных клубов, дансингов, баров, выросли тиражи журналов и книг для молодежи, объемы производства товаров широкого потребления. В обиход входит понятие «молодежной моды» и т.п.

Процесс развивался с невиданной скоростью. В конце 1950-х гг. в США заговорили о битниках — предшественниках хиппи и панков. В 60-е гг. Аме­рику захлестнула волна движения хиппи — сотни тысяч непосредственных участников и миллионы сочувствующих. В 1968 г. Францию потрясли сту­денческие бунты, а в 1970-е гг. Германию ввергли в ужас террора «красные бригады», состоявшие из молодых бунтарей марксистского толка.

В самом деле, 1950-е гг. на Западе — это период экономического подъе­ма, роста материального уровня жизни населения, укрепления позиций среднего класса, расширения вакансий для молодых на рынке труда. К на­чалу 50-х гг. в США была развита целая индустрия музыкальных развлече­ний, рассчитанных на обывательский вкус. Средства массовой информа­ции, многочисленные радиостанции, телевидение и голливудская кинома­шина, компании грамзаписи, нотные издательства, театры и шоу, дансинги и рестораны — все это обрушивало на среднего американца лавину продук­ции с печатью самодовольства и сентиментальности. Тогда произошли се­рьезные подвижки в социальной структуре западного общества: на исто­рическую сцену выходит новая социальная категория, составившая вско­ре самую массовую аудиторию, — молодежь. В карманах молодых людей появились деньги, которые они могли спокойно тратить на путешествия, досуг, культурный отдых. Многие потянулись к высшему образованию. А

8 Козлов А. Рок: истоки и развитие. М., 1997.


это означает более позднее обзаведение семьей и повышение требований к качеству досуга. Перемены были разительными: если раньше младшие члены семьи работали для того, чтобы все до копейки отдать в семейный бюджет, то теперь они значительную часть оставляли на личную жизнь9.

Промышленность и предприниматели не могли не откликнуться на рас­тущие потребности молодежи. Возникают такие явления, как индустрия культуры, молодежная индустрия, молодежная мода, молодежные движе­ния, молодежная субкультура. Еще в 1930-е гг. наметился подъем в отраслях грамзаписи, производства фильмов и т.п. Только экономическое процвета­ние общества и становление мощного среднего класса в Америке позволи­ли молодежи выделиться в самостоя­тельную социальную силу, заявить о специфических, вначале культурных, а затем и политических интересах. Сви­детельством последних служит мощная волна студенческих волнений, прока­тившаяся по Европе в 1968 г., волна, изменившая политическое лицо и структуру мира.

Западные бизнесмены чутко уловили происходящие в обществе измене­ния и быстро переориентировались на широкомасштабный выпуск недоро­гих грампластинок, магнитофонов и магнитофонных кассет, а хозяева ра­дио- и телекомпаний — на выпуск специальных молодежных программ, а шире — на подготовку особого жанра — шоу-бизнеса. К тому времени взрос­лый рынок развлечений достиг насыщения, зато открывались широкие пер­спективы на молодежном рынке благодаря постоянному росту материаль­ного благосостояния юных граждан. На молодежь переориентировалась индустрия моды, годовой оборот которой достигает фантастических разме­ров — 25 млрд долл.10


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: