Феномен молодежной субкультуры с социологической точки зрения уникален, и вот почему. Детская субкультура не противостоит взрослой культуре ни по своим ценностям, ни по своей форме. Она создается преимущественно взрослыми, отражает их, взрослых, видение того, каким должен быть мир детства. В значительной части такая субкультура, выступая неким островком, носит поучительно-моралистический характер и служит воспитательным целям. Если дети и достраивают ее своими страшилками, анекдотами или играми, то подобная самодеятельность выглядит скорее как подражание взрослому миру, попытка смоделировать его либо отразить в приподнято-романтических чертах.
Следующий возрастной тип субкультура — подростковая субкультура — пытается выполнить более широкий круг социальных задач. Она включает ценности и образ жизни, отличающиеся либо противоположные ценностям и образу жизни взрослых. Она стоит еще на перепутье между детской и молодежной субкультурами, синтезируя в себе робость первой и протест второй. Допустим, такие черты как подростковое хулиганство и вандализм не представляют самостоятельного культурного или социального явления. Они
возникли как слепое подражание криминальной субкультуре взрослых либо под прямым руководством ее представителей. Вместе с тем увлечение наркотиками, которое появляется именно в подростковом возрасте, представляет уже самобытное явление. В детском возрасте этого еще нет, а молодежь, точнее сказать, «взрослые молодые» (25—30 лет), как правило, уже не заражаются наркотическим зельем. Самый опасный период — старшие классы средней школы и первые курсы вуза. Собственного облика у подростковой субкультуры фактически не существует.
Подростки готовы не подчиняться старшим, для них запретный плод притягателен, но на открытый протест против общества взрослых они еще не
|
готовы. Они могут убежать из дома и это тоже форма неподчинения. А потому подростковую субкультуру можно квалифицировать — в определенной ее разновидности — как девиантную. Но убежать из общества они не могут. Молодежь физически равноценна взрослым, а потому она не убегает от полиции, а сражается с ней. Ее не устраивает общество, а не просто взрослые, установившие над младшим поколением свой диктат.
Молодежная субкультура — совершенно иное дело. Именно в этот период, приблизительно в 17—18 лет, начинается поиск смысла жизни, социальной справедливости в обществе, практические попытки бороться за равенство и братство. К 20 годам разочарование обществом взрослых, где нет идеалов и возвышенных ценностей, на которых воспитывали детей, достигает максимума. У молодежи достаточно сил и знаний, как она сама считает, для того, чтобы перестроить общество взрослых на нравственных основаниях, но мощь общественных институтов, прежде всего полиции и армии, направлена на защиту статус-кво. Революционный накал молодежи выливается в практических действиях — мятеж, демонстрация, бунт — и теоретических — создание собственной музыки, поэзии, театра и т.д.
Именно молодежная субкультура — первая и последняя из возрастных разновидностей субкультур, где проявляется настоящее творчество и своеобразие. Взрослые и пожилые люди, даже когда они формируют свои субкультуры, уже не способны создавать ничего, что можно было бы сравнить по страстному накалу и творческой изобретательности с молодежной субкультурой. В своих экстремальных формах, когда культура перерастает в протест и тотальное отрицание существующего строя, субкультура превращается в контркультуру.
Контркультура — употребляемое в литературе собирательное название разных по идейной и политической ориентации протестных групп молодежи («новые левые», хиппи, битники, йиппи и др.), сознательно противопоставляющих свои цели, задачи и атрибутику символике и целям официальной культуры. Молодежный протест принимает различные формы: от пассивных до экстремистских; общедемократические цели нередко сочетаются с анархизмом, «левацким» радикализмом; «неприобретательский» образ жизни проникнут культурным нигилизмом, технофобией, религиозными поисками.
Для контркультуры характерен отказ от сложившихся социальных ценностей, моральных норм и идеалов, стандартов и стереотипов массовой культуры. Отказаться от них может молодежь, но не подростки. Их музыкальная культура — составная часть массовой культуры.
У субкультуры и контр культуры могут быть разными цели, задачи и функции. Субкультура выделяет известную группу людей, отгораживает от других, позволяет ей теснее сплотиться на основе общих идеалов, целей, атрибутики и ритуалов. У контркультуры всегда общественный замах, как минимум расчисть себе путь, отодвинуть другие группы или субкультуры, занять в обществе доминирующие позиции, как максимум — вообще свергнуть этот строй и создать новый. Такими были молодые большевики и российские «новые левые» второй волны (конец 1990-х и начало 2000-х гг.).






