Б) Русские князья и Орда

К середине XIII века среди русских князей сложились две группировки.

1) Одна во главе с Андреем Ярославичем (великий князь владимирский с 1249 по 1252 гг.) и Даниилом Романовичем Галицким, поддерживаемая князьями западных наименее пострадавших от нашествия земель, выступила против признания зависимости от Орды. Стремление немедленно добиться освобождения от монгольского владычества, оказывать Орде открытое вооруженное сопротивление в условиях существенного неравенства сил носили героический, но безнадежный характер. Попытки Даниила Галицкого продолжить борьбу с монголами оказались тщетными. Если они хотели освободиться от тяжелой зависимости от татар, то в сложившихся условиях это было возможно лишь при получении помощи с Запада. Переговоры Даниила Галицкого с Римом привели к формальному распространению власти папского престола на Галицко-Волынскую землю. Все исследователи темы сходятся на том, что, выражая готовность подчиниться Римской Церкви, Даниил Галицкий преследовал с самого начала политические цели.

2) Другая группировка, куда входили в основном князья северо-восточной Руси, склонялась к соглашению. Эта более осторожная и гибкая линия реализовывалась в действиях великого князя владимирского Ярослава Всеволодовича и особенно его сына Александра Невского (великий князь владимирский в 1252-1263 годах). Его политика строилась с учетом того, что, кроме опасности с востока, Руси угрожала угроза рыцарских орденов на северо-западе. Эту позицию поддерживала и церковь, получившая от завоевателей ряд привилегий и подозрительно относящаяся к расчетам представителей антимонгольской группировки на соглашение с западными странами и папской курией. Руководство русской православной церкви, видевшее для себя большую опасность в экспансии римской католической церкви, чем в веротерпимых правителях Золотой Орды. Считая гибельным открытое противостояние монголам, Невский надеялся использовать их мощь для борьбы с западной католической опасностью, которая в сознании людей той эпохи воспринималась как более серьезная угроза православной вере, а, следовательно, и существованию самой Руси.

По словам русского историка Г.В. Вернадского: - “Александр Невский, дабы сохранить религиозную свободу, пожертвовал свободой политической, и два подвига Александра - его борьба с Западом и его смирение перед Востоком - имели единственную цель - сбережение православия как источника нравственной и политической силы русского народа”.

Поддерживая мирные отношения с ханами Золотой Орды, используя в своих интересах их противоречия с правителями Каракорума, Александр Невский всячески стремился укрепить свою власть как старшего среди русских князей. Александр Невский проводил такую политику, которая давала реальную возможность выживания русских земель.

С помощью татар Александр сверг своего брата Андрея и получил ярлык на великое княжение (1252-1263). Ему приходилось подавлять народные антиордынские движения, вызванные, например, переписью населения, проводимую монголами для организации сбора дани. (Одно из них вспыхнуло в 1257 г. в Новгороде под руководством его сына Василия). Однако, несмотря на это, он остался в памяти народа мудрым правителем и защитником земли русской.

В долгосрочном плане союз с монголо-татарами способствовал собиранию сил русских для борьбы за национальную независимость, за создание единого государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: