Понятие о физической реабилитации

«Физическая реабилитация является составной частью медицинской, социальной и профессиональной реабилитации и понимается как процесс и система мероприятий, направленных на восстановление или компенсацию физических возможностей и интеллектуальных способностей, на повышение функционального состояния организма, улучшение физических качеств, психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма человека средствами и методами физической культуры, элементов спорта и спортивной подготовки, массажа, физиотерапии и природных факторов».

Более кратко это определение можно сформулировать следующим образом: физическая реабилитация - это составная часть медицинской и социально-трудовой реабилитации, использующая средства и методы физической культуры, массаж и физические факторы.

Физическую реабилитацию следует рассматривать как лечебно-педагогический и воспитательный процесс или, правильнее сказать, образовательный процесс.

Основным средством физической реабилитации являются физические упражнения и элементы спорта, а применение их - всегда педагогический, образовательный процесс. Качество его зависит от того, насколько методист овладел педагогическим мастерством и знаниями. Поэтому все законы и правила общей педагогики, а также теории и методики физической культуры являются чрезвычайно важными в деятельности реабилитатора (реабилитолога)- специалиста по физической реабилитации.

Он должен быть прежде всего хорошим педагогом- специалистом по физическому образованию, физической культуре, но кроме того, он должен знать сущность патологических процессов и болезней, с которыми ему приходиться встречаться у своих пациентов. Он должен уметь определить, какие методы и средства окажут общее воздействие на организм, а какие - местное, локальное или, лучше сказать, специфическое. Реабилитатор должен разбираться не только в этом, но и в том, как дифференцировать нагрузку в зависимости от вида патологии и состояния больного. А это трудно сделать, даже имея значительный опыт работы в реабилитации, если не знать и не использовать методы оценки (контроля) воздействия нагрузок на организм пациентов и методов оценки эффективности реабилитационных мероприятий.

Физические упражнения только тогда дадут положительный эффект в реабилитации, когда они, во-первых, адекватны возможностям больного или инвалида, а, во-вторых, оказывают тренирующее действие и повышают адаптационные возможности организма.

Этого можно достигнуть только в том случае, если методист знает и учитывает ряд методических правил и принципов физической тренировки и реабилитации.

Тренировка является педагогическим процессом, которая при многократной, систематически повторяющейся и постепенно повышающейся физической нагрузке вызывает в организме человека положительные функциональные, а порой и структурные изменения. В результате тренировки механизмы регуляции нормализуются, совершенствуются и это приводит к повышению адаптационных возможностей организма больного к динамически изменяющимся условиям среды. В процессе тренировки, с одной стороны, оформляются и укрепляются новые или совершенствуются уже существующие двигательные навыки. А с другой, развиваются и совершенствуются различные физические качества (сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость, и др.), которые определяют физическую работоспособность организма.

Никакие другие средства и методы реабилитации не в состоянии заменить физические упражнения.

Итак, в результате воздействия физическими упражнениями мы в состоянии восстановить и совершенствовать физическую работоспособность больного, которая может заметно снижаться при патологических процессах

В процессе лечебно- восстановительной тренировки важно соблюдать следующие физиологически обоснованные педагогические принципы:

1) Индивидуальный подход к больному - это означает, что при разработке реабилитационной программы необходимо учитывать возраст, пол и профессию пациента, его двигательный опыт, характер и степень патологического процесса и функциональные возможности больного.

2) Сознательность является также важным принципом, который необходимо соблюдать в физической реабилитации, так как сознательное и активное участие самого больного в процессе реабилитации создает необходимый психоэмоциональный фон и психологический настрой реабилитируемого, что повышает эффективность применяемых реабилитационных мероприятий.

3) Весьма важен принцип постепенности в реабилитации, особенно существенно применение этого принципа при повышении физической нагрузки, по всем ее показателям: объему, интенсивности, количеству упражнений, числу их повторений, сложности упражнений. При этом важно, чтобы постепенность осуществлялась как внутри одного занятия, так и всего периода и этапа, ну и, естественно, на протяжении всего процесса реабилитации.

4) Систематичность - следующий необходимый принцип, на котором основывается лечебно-восстановительная тренировка, являющаяся основой процесса реабилитации.

Реабилитационные мероприятия могут охватывать длительный период времени, порою до нескольких месяцев и лет, поэтому систематичность в использовании различных средств реабилитации является необходимым условием успеха в восстановительном лечении, так как именно систематическим применением различных средств реабилитации мы можем обеспечить достаточное, оптимальное для каждого больного воздействие, позволяющее повышать функциональное состояние организма больного.

5) Соблюдение цикличности в чередовании работы с отдыхом связано с определением оптимального интервала отдыха либо между двумя упражнениями, либо между двумя занятиями. Если следующее занятие придется на фазу суперкомпенсации, то происходит суммирование полученных эффектов от тренировки и повышаются функциональные возможности на новом, более совершенном уровне.

6) Системность воздействия (или поочередность), т.е. последовательное чередование исходных положений и упражнений для различных мышечных групп.

7) Новизна и разнообразие в подборе и применении физических упражнений, т.е. 10-15% физических упражнений должны обновляться, а 85-90% повторяться для закрепления достигнутых успехов лечения.

8) Умеренность воздействия средствами физической реабилитации означает, что физические нагрузки должны быть умеренными, возможно более продолжительными, либо нагрузки должны быть дробными, что позволит достичь адекватности нагрузок состоянию пациента.

Поскольку основное средство физической реабилитации- физические упражнения и их применение - это тренировочный процесс, хотя и несколько специфичный, то для повышения функционального состояния систем организма необходимо последовательное и неуклонное увеличение физической нагрузки по всем ее основным параметрам.

Однако состояние реабилитируемого пациента нередко не позволяет увеличивать нагрузку в том объеме, в каком это необходимо для существенного повышения функционального состояния и работоспособности больного.

Поэтому необходима оптимизация нагрузок в процессе всего периода реабилитации, особенно это важно на начальном этапе. Достигается это строгим дозированием физической нагрузки, рациональным подбором средств лечебно - восстановительной тренировки и в этом отношении предпочтительны дробные нагрузки и волнообразный характер применяемых нагрузок, правильное соотношением работы и отдыха и максимальное использование средств, снимающих напряжение и способствующих ускоренному восстановлению. В этих условиях большое значение приобретает строгая индивидуализация при планировании нагрузки.

Наконец, сочетание общего и специального воздействия в процессе реабилитации следует понимать следующим образом:

Общая тренировка преследует цель - общего оздоровления организма, улучшение функций органов и систем, нарушенных болезненным процессом. развитие и закрепление моторных навыков и волевых качеств. С общебиологической точки зрения тренированность больного человека - важный фактор его функциональной приспособляемости, в которой очень большую роль играет систематическая мышечная деятельность.

Специальная тренировка призвана развить функции, нарушенные в связи с заболеванием или травмой, восстановить конкретные двигательные действия или умения, необходимые пациенту в быту и трудовой деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: