Влияние экологических факторов на растения

На любой организм действуют три группы экологических факторов: абиотические, биотические, антропогенные. Внимательно изучите влияние на растения абиотических факторов: тепла, влаги, света, радиации, газового состава атмосферы, движения воздушных масс, почвы и рельефа местности на развитие растений. Обратите внимание на основные механизмы, обеспечивающие адаптацию растений к различных экологическим нишам.

Проанализируйте, какие экологические факторы оказывают наиболее существенное влияние на признаки растений в местах Вашей работы. Какие адаптивные признаки наиболее существенны для адаптации к условиям существования в конкретных районах.

Изучите влияние на развитие растений биотических факторов. Запомните типы взаимоотношений растений и животных: симбиоз, хищничество, паразитизм, конкуренцию, комменсализм, мутуализм, аллелопатию.

На примере симбиоза бобовых растений с бактериями рода ризобиум запомните, что результат взаимодействия растений с микроорганизмами зависит от генетических особенностей двух партнеров. Следует иметь в виду, что устойчивость растений к болезням и вредителям также определяется генетическими особенностями растений и патогенных организмов. В геноме микроорганизмов, членистоногих, нематод могут возникнуть мутации, приводящие к способности этих организмов преодолевать устойчивость растений.

Фенотипическая изменчивость организмов зависит от реакции генотипа на условия существования. Эту изменчивость характеризуют показателем взаимодействия «генотип – среда». Рассмотрите на примере материала, приведенного в параграфе 16.6 применение этого показателя для оценки экологической стабильности роста разных сортов и клонов тополя. Необходимо запомнить, что оценка взаимодействия «генотип – среда» позволяет оценить ценность разных сортов растений и разработать пути внедрения их в практику.

Ознакомьтесь с антропогенными факторами, влияющими на развитие растений. Для поддержания оптимального состояния биосферы, сохранения ее биоразнообразия необходимо ориентироваться на рациональное природопользование. Обратите внимание, что для повышения адаптивности лесных плантаций желательно создавать полиморфные популяции, состоящие из набора генотипов, адаптированным к соответствующим природно-климатическим зонам.

Литература: [1 – с.245 – 277].

Вопросы для самопроверки

1. Что является предметом изучения экологической генетики?

2. Что такое адаптация и адаптивность организмов? Какие существуют виды адапта­ции организмов?

3. Охарактеризуйте устойчивость лесных древесных пород к недостатку тепла. Какие известные Вам виды можно отнести к термоморфам и криоморфам?

4. Охарактеризуете отношение растений к влаге?

5. Опишите влияние света на лесные древесные породы

6. Опишите воздействие на организм ультрафиолетовых лучей и ионизирующей радиации. Какие организмы явля­ются более радиочувствительными, а какие – радиоустойчивыми?

7. Какие группы лесных древесных пород являются более устойчивыми к загрязнению ат­мосферы?

8. Какие группы деревьев и кустарников являются наиболее ветроустойчивыми?

9. На какие группы делятся лесные древесные породы по отношению к солевому режиму почв?

10. Что такое ризосфера, микориза и ризобия? Какие древесные породы развиваются в комплексе с почвенными микроорганизмами?

11. Укажите виды рельефа и их влияние на распространение лесных древесных пород.

12. Охарактеризуйте следующие виды взаимоотношений между организмами: симбиоз, хищничество, паразитизм, конкуренция, комменсализм, мутуализм. Приведите примеры.

13. Что представляет собой общая формула фенотипической оценки особи с учетом взаи­модействия «генотип — среда»?

14. Что такое экологически стабильный сорт?

15. Какие антропогенные факторы влияют на древесные породы? Какими мерами можно снизить отрицательное воздействие антропогенных факторов?

Тема 13. Генетические процессы в популяциях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: